Добрый день!
Подскажите пожалуйста, нам ИП оказывает транспортные услуги. За год они выполнили определенный объем по доставке. Может ли наша компания выставить им бонусы за определенный объем по заказу транспортных расходов?
19.01.2023 15:06
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, нам ИП оказывает транспортные услуги. За год они выполнили определенный объем по доставке. Может ли наша компания выставить им бонусы за определенный объем по заказу транспортных расходов?
19.01.2023 15:06
Может нам ИП выставить бонусы, скидки для уменьшения задолженности?
Приветствуем вас, Татьяна!
Как мы поняли, ИП оказывает вам (вы - компания заказчик транспортных услуг?) транспортные услуги. У вас образовалась задолженность за оказанные услуги перед ИП, верно мы поняли? И вопрос заключается в следующем, может ли ИП сделать скидку (представить бонус) за объем заказанных транспортных услуг, так?
Если мы правильно поняли, то, да, конечно, бонусы, бонусные баллы могут начислять транспортными компаниями, да и любыми коммерческими организациями. Лучше это оговорить в договорах или бонусной программе, т.е. в каком-то документе.
Если это так, то бонусы будут рассматриваться как маркетинговые программы.
В главное документе для работы коммерческих организаций, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) нет понятий скидок и бонусов, зато там есть принцип свободы договора, установленный прямо ст. 421 ГК РФ, который предоставляет сторонам включать любые условия в договоры, которые не запрещены законом, в том числе условия о бонусах.
В судах поэтому рассматриваются разные виды скидок и бонусов, и также иные формы поощрения покупателей - премии, бонусы, подарки и так далее. См. постановления Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09 по делу А44-109/2008, ФАС Московского округа от 08.04.2011 № КА-А40/2753-11 по делу № А40-88548/10-114-367 и другие.
Отметим, что в силу ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения объема гражданских прав и обязанностей является договор. Отношения сторон в торговом бизнесе при транспортировки оформляются договором перевозки, транспортной экспедиции или фрахта, правовые основы которых установлены главами 40 «Перевозка» и 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, а также рядом федеральных законов, регулирующих эту деятельность.
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Как закреплено п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако п. 2 ст. 424 ГК РФ допускает возможность изменения цены договора после его заключения, но только в случаях, предусмотренных договором, законом или же в установленном законом порядке. По общему правилу п. 1 ст. 450 ГК РФ любое изменение договора, в том числе и о снижении цены услуг, участники отношений должны определить своим согласием.
Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства скидку можно квалифицировать именно как снижение первоначальной цены товара.
Аналогичного мнения придерживается и арбитражная практика. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2007 № Ф04-3573/2007(34906-А27-37) по делу № А27-16098/2006-2 арбитры указали, что в договорных отношениях под скидкой подразумевается цена, на которую снижается цена товаров при выполнении покупателем определенных условий.
При этом, допуская возможность изменения цены договора, закон не регламентирует данную процедуру определенными временными рамками.
Следовательно, предоставить скидку своему покупателю продавец товара может в любой момент - как до начала оказания услуг, так и уже после того, как услуги были оказаны. Причем первый вариант предоставления скидки является самым простым с точки зрения бухгалтерского и налогового учета у каждой из сторон соглашения. На момент отгрузки товара продавец и покупатель знают окончательную цену товара, которая и будет указана в документах на отгрузку. Следовательно, выручка продавца будет определяться исходя из цены товара с учетом предоставленной скидки, исходя из этой же цены будет начислена и сумма налогов с операции по продаже товара.
Покупатель, в свою очередь, получив транспортные документы от перевозчика, примет товар к учету по цене с учетом предоставленной скидки и воспользуется, например, вычетом по НДС в размере, указанном в счете-фактуре перевозчика.
Однако, чтобы скидка, предоставляемая путем снижения цены, считалась законной, продавцу следует выполнить ряд требований. В первую очередь, условие о предоставлении скидки следует прописать в самом договоре перевозки или lдругом виде договора. На это указывают и разъяснения контролирующих органов, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 24.01.2005 № 03-03-01-04/1/24, а также Письмо ФНС России от 25.01.2005 № 02-1-08/8@. Поддерживают данную точку зрения и налоговики столицы в Письме УФНС России по городу Москве от 14.11.2006 № 20-12/100238.
Если условие о предоставлении скидки не включено в договор, то стороны должны оформить это дополнительным соглашением к договору. Естественно, нужно указать, за какие действия покупатель получает скидку. Обычно условием ее предоставления являются приобретение определенного объема услуг, условие о полной предварительной оплате услуг до их оказания и так далее. Помимо этого, нужно прямо указать в договоре, что скидка предоставляется путем снижения цены за единицу товара, ведь деловая практика свидетельствует о том, что предоставить скидку заказчику (покупателю) можно и иначе, например, выплатой премии, передачей бесплатного количества товара, прощением долга и так далее. Учет таких скидок ведется в ином порядке.
Во-вторых, все вопросы стимулирования покупателей лучше закрепить в специальном документе компании, именуемом на практике маркетинговой политикой.
О том, что маркетинговая политика является весьма серьезным аргументом защиты от претензий налоговиков в части предоставления скидок, говорят такие примеры из судебной практики, как Постановления ФАС Московского округа от 11.09.2008 № КА-А41/8495-08-П по делу № А41-К2-25041/06, от 19.10.2006 № КА-А40/9955-06 по делу № А40-9385/06-118-94, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2005 № Ф08-3201/05-1296А по делу № А32-40762/2004-34/887 и другие.
Правда, все названные судебные решения были приняты по сделкам, в отношении которых цены для налогообложения рассчитывались в соответствии с нормами статьи 40 НК РФ. Между тем после 01.01.2012 контроль над уровнем цен осуществляется налоговиками в соответствии с нормами раздела V.1 «Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний» НК РФ.
Тем не менее, несмотря на то, что с указанной даты 20-процентное отклонение цен продавца в большую или меньшую сторону не может вызвать претензий налоговиков, стоит помнить о том, что признать скидку в качестве налогооблагаемых расходов можно только при условии, что она отвечает всем критериям п. 1 ст. 252 НК РФ - имеет экономическое обоснование, документально подтверждена и связана с получением дохода.
В противном случае скидка, не отвечающая требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, не может быть учтена для целей налогообложения. На это обращают внимание и чиновники в Письме Минфина России от 17.08.2012 № 03-03-06/1/414.
Имейте в виду, что при отсутствии документального подтверждения механизма предоставления скидок в компании избежать претензий со стороны налоговиков избежать будет крайне сложно.
Ситуации представления скидки после оказания и принятия услуг, в виде премии покупателю, предусмотренной договором, скидки в виде подарка и прощения долга будут отличаться с точки зрения бухучета и налогообложения.
Самое простое, конечно, подписать дополнительные соглашения к договорам, действия которые распространяются с момента действия самих договоров, это можно, т.к. предусмотрено законом (см. п. 2 ст. 425 ГК РФ).
Да, вы все верно поняли!
Спасибо Вам большое!