Договор возмездного пользования - что это?

Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Берем имущество в аренду, но арендодатель сам взял его в аренду и не имеет права передавать его в субаренду. Чтобы это обойти, договор называется Договор возмездного пользования, и стороны прописаны, как заказчик и исполнитель.
Читаю ГК статью 606 “По договору аренды … арендодатель … обязуется предоставить арендатору …имущество за плату … во временное пользование.”
То есть у нас “скрытый” договор аренды по сути. Мы - арендатор или как по договору Заказчик - на УСН 15%. Безопасна ли будет такая формулировка, чтобы взять плату за имущество на расходы?
Спасибо.

1 симпатия

По ГК РФ - это называется мнимой сделкой, см. ст. 170 ГК РФ.

С точки зрения НК РФ под какой тип расходов УСН это попадает? См. ст. 346.16 НК РФ.

1 симпатия

Здравствуйте, Елена!!!

Как нам указывает Гражданский кодекс РФ, а именно статья 431, совершенно не имеет значения как вы поименуете (назовете) договор. Важным будет содержание договора. Цитирую статью: “При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон”.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) раскрывается следующее: согласно п. 43 постановления N 49 при толковании условии договора в силу абзаца первого ст. 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражении (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (п. 5 ст. 10, п. 3 ст. 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый ст. 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).

Из чего следует:

Во-первых, собственник узнав, что заключен договор субаренды, а договор возмездного пользования ни что иное как аренда (в вашем случае субаренда, как бы он там не был завуалирован) может ограничить вам доступ на объект и не вернуть вам ваше имущество. Собственник не понесет ответственность, ведь он не связан с вами обязательствами. При этом, Собственнику не нужно бежать в суд и требовать признания договора возмездного пользования (договора субаренды) недействительным, для собственника ваш договор вообще не существует. Собственник защищает свое имущество.

Есть правда статья 305 ГК РФ, но это… отдельное…

Во-вторых, собственник (наверно это предусмотрено договором с арендатором) может расторгнуть, скажем так, основной договор аренды в связи с нарушениями со стороны арендатора.

Вероятны и иных сценарии развития.

Мне довелось очень много работать с арендой объектов недвижимости, в том числе занимался развитием торговых сетей через аренду объектов недвижимости, в том числе составление договоров и переговоры по условиям аренды, в том числе представлял интересы Арендаторов и Арендодателей в судебных спорах и в СОЮ и в Арбитражных судах.

По-этому, чтобы помочь предметнее пришлите основой договор аренды и договор возмездного пользования.

2 симпатии

Поскольку сам договор по сути является незаконным, то и оснований для принятия в расходы оплаты у вас нет.
Более того, т.к. ваше нахождение в этом помещении является незаконым, могут быть проблемы и с другими расходами.

3 симпатии

Это полувагоны, которые мы, в свою очередь, будем предоставлять под технические рейсы (жд специфика, это не аренда, не транспортно-экспедиционные услуги, а у нас берут вагон на определенный рейс по определенному маршруту, так называемое предоставление вагона под погрузку)

2 симпатии

Это меняет дело.
Надо подумать.

1 симпатия

т.е. арендатор взял в аренду у собственника без права передачи в субаренду, передал вам, не имея на то законных оснований, а вы передаете еще кому-то это имущество в пользование?
А вы предоставляете имущество в пользование на основании какого договора?

2 симпатии

Выдержка из договора, по которому мы будем предоставлять вагоны:
2.1.Настоящий Договор регулирует взаимоотношения Сторон, связанные с оказанием Исполнителем услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава (Вагонов) для осуществления железнодорожных перевозок Грузов Заказчика, перевозимых по территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, в рамках международных перевозок, в том числе вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию другого иностранного государства. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Договором.|
2.2.Под услугами по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок Грузов Заказчика понимается предоставление и обеспечение наличия на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении Вагонов, отвечающих требованиям, предъявляемым к подвижному составу, используемому для перевозок Груза, признаки которого будут указаны в Заявке, а также диспетчерский контроль за продвижением Вагонов.
2.3.С целью выполнения своих обязательств по настоящему Договору, либо их части, Исполнитель вправе без предварительного согласия Заказчика привлекать третьих лиц, за действия которых Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком, как за свои собственные.

1 симпатия

т.е. вы несете ответственность за то, что третье лицо предоставляет имущество, ему не принадлежащее. И если собственник конфискует свое имущество, которым незаконно распоряжается арендатор (и в котором может находится груз вашего заказчика ), вы будете нести ответственность перед исполнителем - вы это понимаете?
И еще вопрос - кто будет нести ответственность перед собственником за повреждение этого имущества, если это произойдет в период пользования вами или вашим заказчиком?

2 симпатии

По договору исполнитель - мы будем нести ответственность перед заказчиком, если вагон заберут, но груженый вагон не забрать, только в порожнем состоянии - а здесь наш заказчик уже никаким боком.
Повторюсь - здесь специфика жд транспорта. Вообще, собственнику вагонов выйти на отправителя - собственника грузов напрямую практически нереально, система “прокладок”, когда собственник вагона предоставляет вагон под погрузку, и дальше по цепочке - следующий тоже предоставляет, пока не выйдем на того, у кого есть выход на собственника груза. Создаем добавленную стоимость :slight_smile:
По ремонтам из-за повреждений. Вагоны и так ремонтируются постоянно (мы не рассматриваем здесь полную утрату имущества, ттт, таких техногенных катастроф мало бывает). Текущий ремонт - дело житейское, РЖД, зарабатывая деньги, постоянно бракует вагоны, чтобы их отремонтировать. В нашем случае ремонтом будет заниматься наш поставщик (или арендодатель, если по сути).
Точно такой договор, как в первом сообщении, сейчас действует между тем же самым поставщиком - “арендодателем” и моим знакомым контрагентом (через них и вышли на поставщика вагонов). Но там проще - арендатор на ОСНО, документально подтвержденные, направленные на получение дохода и экономически обоснованные расходы налицо.
Интересует именно с точки зрения обоснованности этих расходов при УСН

2 симпатии

Уважаемая Елена, спасибо большое за пояснения, да есть специфика и даже есть специальный федеральный закон о железнодорожном транспорте, которым регулируются в том числе тарифы.

Тем не менее, ГК РФ имеет четкие ограничения, да, если говорить о фрахте, там не требуется согласия арендодателя на субаренду, но при любой другой обычной аренде - общее правило говорит о том, что нужно письменное согласие арендодателя и никак иначе.

Вы говорите о сложившейся практике, в ГК РФ есть понятие “обычай”, но тут нужно крепко подкрепиться судебной практикой. Т.е. искать, где вот так названные договоры и по содержанию тоже были в судах и судьи их интерпретировали так или иначе. Такой анализ, я думаю, вам нужен.

Сделать это в рамках форума, короткими сообщениями без учета всех нюансов - просто невозможно, верней можно, но риск ошибки велик. Вы это уже наверняка это поняли, когда аренду вагонов или состава мы стали путать с арендой помещения, т.к. Вы в начале не уточнили, о чем идет речь.

Более того, для анализа нужно видеть всю цепочку договоров аренды, актов и т.д., документы, чтобы оценить риски. Также обязательства, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием.

Если у Вас вопрос, связанный с налогами, то боюсь, тут очень непросто будет, если вами серьезно заинтересуются, именно потому, что ст. 625 ГК РФ слишком общая и не очевидно, что к вам относится.

1 симпатия

из текста договора впечатление, что вы - заказчик. Или это договор между вами и конечным грузоотправителем? Но если ответственность на вас, старайтесь убрать или конкретизировать.
Это, конечно, не аренда. Это смешанный договор, т.к. помимо предоставления вагонов ещё и слежение
По поводу расходов. Вы получаете доход от предоставления этих вагонов и слежения?

1 симпатия

Елена, вопрос очень и очень хороший. Это не шутка.

Аж захотелось опять вернуться в арендные правоотношения и споры.

Мне ваша ситуация теперь предельно понятна.

Т. е., с точки зрения гражданского права, на мой взгляд, противозаконного или ущемляющего права собственника и заинтересованных третьих лиц нет.
Попытаюсь объяснить, в том числе другим людям.
Моделируем ситуацию с другими вещами.
Например.
Пассажир, он же Заказчик.
Просит прибыть такси в точку А для перемещения себя в точку Б в определенное время.
Транспортное средство находится в аренде у водителя.
При заказе такси пассажиру не передается в аренду машина, конечно нет. Заказчик попользовался такси и на этом всё.
Для договора аренды существенным условием является условие о предмете. Что это означает? В договоре должны быть определены данные, которые позволят определенно установить имущество, передаваемое арендатору п. 3 ст. 607 ГК РФ.
В случае с такси, так и в случае вагонов в договоре не будет конкретного указания объекта аренда. Это могут быть какие угодно машины такси или не такси, и с вагонами та же ситуация, в договоре могут быть какие угодно типы вагонов без конкретики. Следовательно, и в случае с такси, и в случае в вагонами это однозначно не договор аренды, а договор пользования услугами. Т. е. в случае с такси так и в случае с вагонами фактически не будет передача конкретного объекта аренды, так как объекты пользования не индивидуализированы, такие как вин-номер машины или реестровый номер вагона, они различные, ну наверно кроме типа вагона или машины.
Теперь вопрос с ремонтом. Пассажир, он же заказчик при каждой поезде портит машину такси, или скажем не портит, а пачкает и уборку оплачивает отдельно от пользования согласно с условиями договора. С ремонтом вагонов наверно тоже понятно, не надо объяснять. Есть ущербы, есть регламентный ремонт.

Остается в эту модель встроить налоговые право.
Для этого еще нужно времени немного почитать-подумать.

Уточните этот момент. Конкретизируйте, что Вы имели ввиду?
Спасибо

2 симпатии

Хотелось бы заметить, что Пассажир всё-таки не вещь…
То, что Вы “смоделировали”, называется перевозкой:

ст.786 ГК РФ

  1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения,
    вопрос задан явно не о перевозке, так что пример не подходит
1 симпатия

Елена, давайте всё-таки разберёмся.
Вопрос у Вас о расходах и о формулировке, по которой сможете принять в расходы по УСН.

Но Вы привели формулировку из договора со своим Заказчиком, то есть на получение доходов:

Проверьте, так ли это.

В вопросе Вы указали про Договор возмездного пользования:

В этом договоре формулировки аналогичны тем, которые Вы привели из договора со своим Заказчиком?

1 симпатия

я написала о видах договора. Жаль, что это не очень понятно

Да, Константин, Вы правы - нет и не будет никакого ущемления прав, никто никого не накажет, никто ничего не отберет. Суть вопроса не в этом.
Здесь, правда, надо различать два вида договора - тот договор, который в первом сообщении - Договор возмездного пользования, и договор, по которому мы предоставляем вагоны нашим покупателям (это мы не рассматриваем, выдержку для примера приводила).
В Договоре возмездного пользования все подходит под определение аренды - будет список конкретных вагонов, есть ставка платы за одни вагоносутки (а не в целом за рейс), нет только ни одного слова с корнем “аренд”.
Потому и возник вопрос - можно ли признать договор возмездного пользования договором аренды.
Вопрос в принятии в расходов НУ на непонятно что. Если мы берем вагоны в аренду или лизинг - есть такая статья расходов по УСН, если мы, участвуя в цепочке посредников, берем вагон под технический рейс, чтобы в свою очередь предоставить его другим - это материальные расходы в части транспортных услуг. А по непонятному договору возмездного пользования - по какой статье расходов мне провести? А это будут основные расходы.

1 симпатия

Прошу обратить внимание, что речь идет о не пассажирах, а грузе, о вещах. Прошу не путать виды договоров, договор перевозки пассажиров (ст. 786 ГК РФ) и договор перевозки грузов
(ст. 785 ГК РФ) регулируются разными нормами закона, там разная ответственность и разные документы.

Путать эти 2 института отношений - будет ошибкой. Если я не ошибаюсь, то речь шла изначально о грузоперевозках, я специально привел цитаты.

1 симпатия

А кто путал?