Есть ли перспективы обжалования данного решения суда?

Есть ли перспективы обжалования данного решения суда?

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2023 года город Москва

Люблинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи

Стратоновой Е.Н., при секретаре Агейкиной Ю.Д.,

при участии представителя административного истца, представителя

административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-319/2023

по административному иску К.А. В. к ИФНС № 23 по г. Москве о

возврате излишне уплаченного налога, взыскании неустойки,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец К. А.В. обратился в суд с административным иском

о взыскании с административного ответчика излишне уплаченного налога в размере

254 401 руб., пени в размере 215 314 руб. 47 коп, расходов по оплате услуг представителя

в размере 50 000 руб., мотивируя свои требования тем, что 27.12.2011 г. К.А.В.

обратился к ИФНС № 23 по г. Москве с декларацией по форме 3-НДФЛ за 2008 г.

Камеральная проверка декларации административного истца была завершена 11.01.2012

г. Как следует из письма ИФНС № 23 по г. Москве от 17.02.2012 г. № 19-11003546,

административному истцу предоставлен имущественный налоговый вычет за 2008 год в

размере 1 956 931 руб. 54 коп. Согласно расчету декларации сумма налога к возврату

составила 254 401 руб. 01.03.2012 г. К.А.В. обратился с заявлением о возврате

суммы налога за 2008 г. 04.07.2022 г. административный истец обратился к

административному ответчику с заявлением о получении сведений в отношении суммы

налога, подлежащей возврату. Однако по состоянию на дату обращения

административный ответчик сумму излишне уплаченного налога не возвратил.

Представитель административного истца Страшный П.А. в судебное заседание

явился, доводы административного иска поддержал, настаивал на удовлетворении. Также

пояснил, что все документы, включая решение об отказе в осуществлении возврата

излишне уплаченного налога, принятое по заявлению истца от 01.03.2023 года,

направлялись К. А.В. в г. Нефтеюганск, где истец был зарегистрирован до

21.04.2008 года, в то время как с 21.04.2008 года истец был поставлен на

регистрационный учет в городе Москве по адресу: г. Москва, ул. …, в связи с чем, был лишен возможности получить направленное инспекцией

решение об отказе в выплате и реализовать свое право на обжалование. Также указал,

что истец после получения результатов проведения камеральной налоговой проверки и

возникновения права на получение возврата суммы налога, 01.03.2012 года обратился в

инспекцию с заявлением о произведении соответствующей выплаты, которую инспекция

должна была осуществить в течение месяца со дня получения соответствующего

заявления, вместе с тем выплата налоговым органом не была произведена, о чем его

доверителю стало известно лишь 04.07.2022 года при получении справки о состоянии

расчетов по налогам.

Представитель административного ответчика по доверенности Захаров А.Е. в

судебное заседание явился, просил в удовлетворении административного иска отказать

по доводам письменных возражений. Пояснил в судебном заседании, что направленное

инспекцией решение было получено 31.03.2012 года, что отражено в распечатке с базы

АИС Налог, представленной в материалы дела. Отсутствие в представленной копии

решения от 22.03.2012 года суммы и причины отказа, не свидетельствуют о его

недействительности, так как представленная копия решения является лишь электронным

образом документа, найденным в старой базе АИС Налог, так как оригинал решения в

связи с истечением срока хранения был уничтожен. Кроме того, пояснил, что декларация

была подана К. А.В. за 4 дня до истечения трехлетнего срока, а камеральная

налоговая проверка завершилась уже после истечение данного срока, что также

свидетельствует о пропуске истцом срока исковой давности и права на получение

возврата излишне уплаченного налога. Также возражал против восстановления

заявленного истцом срока, в виду отсутствия указания на то причин.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя

административного ответчика, проверив и изучив материалы дела, оценив собранные по

делу доказательства в их совокупности, проанализировав установленные по делу

обстоятельства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. п. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее

  • НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм

излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно положениям ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит

зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения

недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по

налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо

возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п. 1).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным

налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в

течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3). Заявление о зачете или о возврате

суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты

указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации

о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с

международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (п. 7).

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне

уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения

заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня

подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки

уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8).

В соответствии с п. 3 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о

возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в

налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало

известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу

решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.12.2011 г. К.А.В.

представил в ИФНС № 23 по г. Москве налоговую декларацию по налогу на доходы

физических лиц по форме 3-НФДЛ за 2008 год.

17 февраля 2012 года по результатам камеральной проверки декларации налоговым

органом подтверждена сумма налогового вычета за 2008 год в сумме 1 956 931 руб. 54

коп., сумма налога к возврату составила 254 401 руб., о чем истец узнал из сообщения

налогового органа, направленного в адрес К.А.В. по средствам почтовой связи,

которое он получил 24 февраля 2012 года, что подтверждается копией конверта,

представленной административным ответчиком.

01.03.2012 г. К.А.В. обратился в ИФНС № 23 по г. Москве с заявлением о

возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 254 401 руб.

22 марта 2012 года налоговым органом принято решение № 431.

Отказ в возврате налога обоснован нарушением истцом предусмотренного п. 7 ст. 78

Налогового кодекса Российской Федерации срока подачи заявления, о возврате излишне

уплаченной суммы.

Между тем, как установлено по делу, налоговая декларация, в которой К.А.В.

заявлено о праве на предоставление соответствующего вычета была подана им в

установленный законом трехлетний срок, что не оспаривалось при рассмотрении дела

представителем налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации

социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 данной статьи,

предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган

налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено

настоящим пунктом.

В силу ч. 2 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальные

налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при

подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании

налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, предоставление социального налогового вычета связано со

своевременной подачей налоговой декларации.

В своевременно поданной налоговой декларации истец заявил о своем праве на

предоставление ему соответствующего налогового вычета, данное право было

подтверждено налоговым органом по итогам проведенной камеральной проверки.

При этом обязанность налогоплательщика одновременно с подачей налоговой

декларации, в которой налогоплательщиком заявляется право на предоставление

налогового вычета по НДФЛ, одновременно предоставлять в налоговый орган заявление о

возврате излишне уплаченного налога, прямо не предусмотрена нормами Налогового

кодекса Российской Федерации.

Право налогоплательщика на получение налогового вычета по налогу на доходы

физических лиц подтверждается налоговым органом в ходе проведения камеральной

налоговой проверки декларации по налогу на доходы физических лиц, срок проведения

которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления

налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право

налогоплательщика на налоговые вычеты. Без проведения камеральной налоговой

проверки и подтверждения налоговым органом права на возврат денежных средств из

бюджета бюджетной системы Российской Федерации, суммы излишне уплаченного

налога у налогоплательщика не возникает. Таким образом, сумма излишне уплаченного

налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение

одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78

Кодекса), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки

налоговой декларации по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда

такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 Кодекса (письмо

Министерства финансов Российской Федерации от 21 февраля 2017 года N 03-04-

05/9949).

Таким образом, истец своевременно обратился в налоговый орган с декларацией по

налогу на доходы физических лиц за 2008 года, в которой заявил социальный налоговый

вычет.

Без проведения камеральной налоговой проверки и подтверждения налоговым

органом право на возврат денежных средств из бюджета бюджетной системы Российской

Федерации суммы излишне уплаченного налога у налогоплательщика не возникает.

17 февраля 2012 года по результатам камеральной проверки декларации налоговым

органом подтверждена сумма налогового вычета в размере 1 956 931 руб. 54 коп., сумма

налога к возврату составила 254 401 руб., о чем истец узнал 24.02.2012 года получив

сообщения налогового органа, направленного по средствам почтовой связи.

Таким образом, момент, с которого налогоплательщик может считаться узнавшим о

возникновении у него права на возврат излишне уплаченного налога и о нарушении

такого права считается дата получения им соответствующего сообщения налогового

органа, т.е. 24.02.2012 года.

01 марта 2012 года, то есть в предусмотренной п. 3 ст. 79 НК РФ месячный срок

после того, как К. А.В. узнал о подтверждении налоговым органом суммы

налогового вычета, он подал в Инспекцию ФНС России № 23 по г. Москве заявление о

возврате суммы излишне уплаченного налога.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, доводы представителя

административного ответчика о подаче административным истцом заявления о возврате

излишне уплаченного налога за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст.

78 Налогового кодекса Российской Федерации, являются не состоятельными и

противоречат нормам действующего законодательства, так же как и отсутствовали

основания для отказа в возврате излишне уплаченного налога.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного

процессуального срока на подачу иска в суд, указав, что о факте не возврата налогового

вычета за 2008 год К.А.В. стало известно лишь 04.07.2022 года, после получения

справки о состоянии расчетов по налогам и сборам.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства

Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в

течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав,

свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность

восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в

суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст.

219 КАС РФ).

Частью 1 статьи 95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим

установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом

уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что о нарушении прав Крутько А.В. стало известно по

истечению одного месяца со дня получения налоговым органом заявления, то есть с

01.04.2012 года, в то время как административный иск К.А.В. направил в суд

28.09.2022 года, то есть с пропуском установленного законом срока, при этом доводов,

свидетельствующих об уважительности причины пропуска срока, административным

истцом представлено не было.

Доводы представителя административного истца о том, что о факте не возврата

денежных средств он узнал лишь 04.07.2022 года, суд находит не состоятельными, вместе

с тем находит обоснованными доводы представителя административного истца о

неполучении данного решения его доверителем в виду его направления по адресу

предыдущей регистрации истца в г. Нефтеюганск, поскольку с 2008 года К.А.В.

зарегистрирован по иному адресу, указанному в его паспорте, в связи с чем, он

корреспонденцию получать не мог.

Вместе с тем, не получение решения налогового органа об отказе в возврате

излишне уплаченного налога, в виду направления его по иному адресу, по которому истец

не зарегистрирован и не проживает, не свидетельствует об уважительности пропуска

истом срока исковой давности, поскольку обратившись в инспекцию 01.03.2012 года с

ответствующим заявлением, располагал сведениями о праве получения соответствующего

излишне уплаченного налога, вместе с тем по истечении установленного налоговым

кодексом месячного срока, установленного на возврат соответствующего налога, мер по

выяснения обстоятельств его не перечисления не принимал, обратился в инспекцию лишь

спустя 10 лет после возникновения права на получение возврата соответствующего

налога.

При таких обстоятельствах, суд отказывает административному истцу в

удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 и 179 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Крутько Андрея Викторовича к ИФНС

№ 23 по г. Москве о возврате излишне уплаченного налога, взыскании неустойки –

отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Люблинский

районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом.

Пояснения налогоплальщика:

2011.12.27_Подача в ИФНС23 документов на вычет - Опись Почты+Чек

Перечень документов для получения вычета по НДФЛ был отправлен Почтой РФ по описи 27.12.2011 за 4 дня до окончания срока на подачу документов по НК РФ. Данный факт подтвержден решением суда 1й инстанции от 14.04.2023г.

2012.01.17_Решение ИФНС об отказе - Поддельное в 2023 - Версия 1

Первая версия Решения об отказе в вычете. Предоставлялось на судебные заседания.

Считаю, что документ специально был сделан в 2023году, так как оригиналы спустя 10 лет уже уничтожены.

По логике я не мог подать заявление на возврат 11.01.2012 на сумму 1,00 (почему то на 1,00???) не получив результаты камеральной проверки. Выходные новогодние праздники в 2012г - с 31 декабря по 9 января. За 10 десять дней документы не могли дойти по почте в ИФНС23, распределиться на инспектора, пройти камеральную проверку…

Кроме этого, документ почему то, был отправлен на мой старый адрес проживания/прописки в г.Нефтеюганск, Тюменской обл. ХМАО-Югра… я с 21.08.2008г. уже 4 года проживал/был прописан в Москве по ул.Гурьянова в квартире по которой и подавал документы на вычет НДФЛ. Соответственно был зарегистрирован в ИФНС23.

И об отправке/получении данного документа в г.Нефтеюганске я знать не мог.

Причина отказа в возврате - нет декларации.

2012.02.17_Уведомление ИФНС23 О Подтверждении вычета + конверт

Документ был отправлен мне ИФНС по почте. По адресу регистрации в Москве на ул.Гурьянова.

Мной получен, имеются подписанный синей подписью оригинал и оригинал конверта и со штампом почты РФ

В данном документе ИФНС уже подтверждает, что проведена камеральная проверка документов за 2008г. Подтверждает предоставление мне налогового вычета и указывает сумму к возврату.

Так же в документе указан номер факса (095) 350-17-47, телефоны имеют вид (495) 350-59-95 и (495) 350-04-77, сайт www.r77.nalog.ru, в документах факс уже не указывается, телефоны имеют вид (495) 400-00-23 и (495) 400-21-72, сайт www.nalog.ru

2012.03.01_Заявление в ИФНС на возврат НДФЛ от 01.03.2012

Заявление на возврат было передано мной физически и принято инспектором в ИФНС23. Оригинал со штампом имеется.

2012.03.12_Решение ИФНС об отказе - Поддельное в 2023 - Версия 2

Вторая версия Решения об отказе в вычете. Уже с подходящей датой 22.03.2012. Указывается уже верная дата заявления на возврат - 01.03.2012 так же на сумму 1,00

Считаю, что документ специально был сделан в 2023году, так как оригиналы спустя 10 лет уже уничтожены.

Документ так же, был отправлен на мой старый адрес проживания/прописки в г.Нефтеюганск, Тюменской обл. ХМАО-Югра… я с 21.08.2008г. уже 4 года проживал/был прописан в Москве по ул.Гурьянова в квартире по которой и подавал документы на вычет НДФЛ.

Так же об отправке/получении данного документа в г.Нефтеюганске я знать не мог.

2022.06.02_Ответ1 ИФНС по Остатку вычета

ИФНС опять подтверждает вычет и сумму налога к возврату.

2022.06.21_Акт СВЕРКИ с ИФНС23

Акт сверки, запрошенный мной электронно, через личный кабинет налогоплательщика с указанием суммы переплаты.

Из данного документа я узнал о сумме переплаты.

2022.07.04_Справка о состоянии расчетов ПОДТВЕРЖДЕНО

Справка о состоянии расчетов, запрошенная мной электронно, через личный кабинет налогоплательщика с указанием суммы переплаты.

2022.07.29_Ответ2 ИФНС по Отказ в вычете

ИФНС подтверждает, что мной была предоставлена налоговая декларация 3-НДФЛ за 2008г.

Предоставлено заявление на возврат налога от 01.03.2012г.

Но уже указывает на то что налог может быть возвращен не позднее чем, через 3 года с момента предоставления заявления на перечисление денежных средств.

П.7 ст.78 НК РФ

2023.05.28_РЕШЕНИЕ Люблинского суда - ОТКАЗ

Решение суда первой инстанции. Отказ в удовлетворении иска.

Доводы по тексту.

Я, должен был, отслеживать возврат денег в течение месяца с даты подачи заявления на возврат. Учитывая то, что я абсолютно правильно подал все документы (что суд подтвердил), ИФНС мне деньги почему то не возвратила. И я должен был обратиться в суд в течение 3х лет после подачи заявления на возврат.

По каким таким причинам ИФНС не исполнила свои обязанности?

По мимо этого документы об отказе посылались мне на другой адрес, и об этих документах я знать не мог… Суд почему то признает данный факт не является уважительной причиной для восстановления срока давности?


17.01.2012 ИФНС отказывает в возврате налога, ссылаясь на отсутствие декларации (отправлена почтой 27.12.2011).

17.02.2012 ИФНС подтверждает, что вычет мне предоставлен. И указывает сумму к возврату.

01.03.2012. Я подаю, а ИФНС принимает Заявление на возврат налога

22.03.2012 ИФНС опять отказывает в возврате налога, уже без объяснения причин.

21.06.2023 и 04.07.2022 Согласно акта сверки подтверждается переплата

29.07.2022 ИФНС подтверждает, что все документы были получены, почему то деньги не возвращены. И ссылается на пропуск 3х летнего срока на подачу в суд.

При этом отправка налоговым ИФНС документов по другому адресу не является уважительной причиной.

Добрый вечер.

Перспектив нет. Сроки все вышли. Доказать суду, то гражданин не знал, что ему 10 лет назад должны вернуть налог и поэтому суд должен должен восстановить исковый срок не получится - гражданин точно знал, что ему должны деньги.

Что касается отказа в вычете в 2012 году. В соответствии с п.7. ст.78 НК заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога за 2008 год может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Т.е. заявление о возврате налога в марте 2012 года уже было подано с опозданием - истекли три года.

Это распространенная ошибка, Клерк писал об этом неоднократно, например, тут https://www.klerk.ru/buh/news/485352/

Можно было бы попробовать через суд вернуть в 2012 году. Но сейчас уже ничего не вернут.

1 лайк

Это распространенная ошибка, Клерк писал об этом неоднократно, например, тут Есть ли перспективы обжалования данного решения суда?
не открывается эта статья

Прошу прощения, ссылка была неправильная. Поправила.