Исполнение госконтракта

Добрый день, наша организация поставщик топлива по госконтракту. Открыты спецсчета в банке. Как мы должны организовать учет и должны ли сдавать отчет по ГОЗ в ФАС?

Добрый день!

ГОЗ – это обеспечение обороны и безопасности страны, то раздельный учет помогает контролирующим органам, в случае необходимости, определить:

  • кто именно изготовил комплектующие (какая партия),

  • где хранились комплектующие до их передачи в производство,

  • кто несет персональную ответственность за изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Другим словами, раздельный учет ГОЗ - не просто аналитика в рабочем плане счетов, а совокупность локальных нормативных документов, раскрывающих:

  • ведение раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;

  • особенности раздельного учета в учетной политике;

  • состав и требования к оформлению первичных документов и документооборота;

  • составление плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;

  • обоснование (нормирования) затрат;

  • распределение накладных и коммерческих расходов;

  • нормативы прибыли (рентабельности);

  • составление отчета об исполнении государственного контракта;

  • разработку и обоснование основных экономических нормативов ГОЗ;

  • границы зон ответственности должностных лиц и работников и т.д.

Чем больше будет локальных актов, регламентирующих ведение раздельного учета в рамках ГОЗ, тем проще бухгалтеру избежать обвинений в административных правонарушениях и штрафов.

Одним из условий контракта в рамках ГОЗ является обязанность исполнителя указывать во всех документах специальный код (идентификатор). Такой идентификатор целесообразно сделать основным аналитическим признаком при ведении раздельного учета.

Согласно Приказу Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 №475/13н идентификатор представляет собой двадцатипятизначный цифровой код, присваиваемый заказчиком госконтракту с головным исполнителем. Идентификатор указывают на всех документах, сопровождающих конкретный ГОЗ (платежки, внутренние приказы, контракты). Такой код служит определенным залогом того, что госконтракт будет оплачен. Один и тот же идентификатор может быть присвоен только одному контракту. Только с этим кодом документ добавляется в реестр контрактов.

Для организации раздельного учета с использованием идентификатора используют субсчета первого и второго порядка к соответствующим синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);

  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

Например, к счету 20 субсчет может выглядеть так: 20.ГОЗ № 1527187200102000000025000/МПЗ.

В остальном, бухгалтерские проводки по операциям в рамках ГОЗ принципиально не отличаются от типовых проводок, используемых для отражения в учете обычной деятельности. Некоторые отличия могут быть обусловлены условиями конкретного госконтракта.

НК не содержит указаний о ведении раздельного налогового учета доходов (расходов) при поставке продукции по ГОЗ. Согласно п. 2 ст. 274 НК налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) только по тем операциям, в отношении которых гл. 25 НК предусмотрен особый порядок учета прибыли и убытка. Таким образом, при расчете налогов исполнитель ГОЗ руководствуется общими нормами их исчисления и применяемой системой налогообложения.

Согласно разъяснениям ФАС организации, включенные в сводный реестр организаций оборонного-промышленного комплекса, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, в 2023 году отчет о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа по форме 1-ГОЗ не представляют.