Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев

Налоговая прислала требование о предоставлении пояснений в связи с камеральной проверкой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев, на основании абз.1 п.3 ст.883Налогового кодекса Российской Федерации, где указывает такой запрос:редставить детальную расшифровку показателей косвенных и внереализационных расходов, отраженных в приложение 2 к Листу 02 в налоговой декларации организаций за 9 месяцев 2023г., с приложением налоговых регистров «Расходы налогового учета», оборотно-сальдовые ведомости. Как правильно ответить на такой запрос, чтобы не предоставлять никаких документов и чтобы это было правомерно. Запросы такие являются постоянными.

Добрый день.

А у вас по декларации прибыль или убыток?

Прибыль

Приветствуем вас, Елена

В рамках камеральной проверки вашей отчетности нужно представлять по требованию налогового органа (п. п. 6 - 9, 12 ст. 88 НК РФ):

  1. Документы, которые подаются вместе с отчетностью. Например, при проверке декларации по налогу на имущество, в которой отражен зачет уплаченного за рубежом налога, следует подать документ об уплате налога за пределами РФ (ст. 386.1 НК РФ);
  2. Документы (пояснения), подтверждающие право на льготу, заявленную в отчетности (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  3. Документы, подтверждающие уменьшение налога к уплате (увеличение суммы возмещения) по уточненной декларации, которая подана через два года и более после окончания срока подачи отчетности;
  4. Документы, которые затребованы в иных случаях, предусмотренных в ст. 88 НК РФ.

При камеральной проверке контрагента от вас потребуется представлять документы или информацию о его деятельности (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Например, инспекция проводит проверку уточненной декларации по налогу на прибыль, которую подал контрагент. В декларации сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с рассчитанной ранее в первичной декларации. По документам контрагента разница возникла за счет расходов на приобретение товаров, которые не были учтены своевременно. В качестве продавца товаров указаны вы, поэтому инспекция может направить вам требование о представлении документов по сделке.

Если у вас просят представить регистры налогового учета, то мы рекомедовали бы вам представить только те, которые касаются налога на прибыль и те, которые у вас ведутся, дело в том, что это определяется не желанием ФНС, а вашей учетной политикой. То есть смотрите, как именно у вас ведется учет внерелизационных расходов, по каким документам и по какой аналитике. Мы бы еще рекмендовали убирать их регистров все лишнее и предсотавлять выписку или вот такой еще один регистр (“для налоговой”).

Представляете формально, что есть, а на все остальное пишите, что у вас, например, “котловой” способ учета по каким-то показателям и представть такие сведения в рамках камеральной проверки не представляется возможным. А лучше, создайте специальный учебный налоговый регистр дял них.

При ответах старайтесь давать максимально обобщенно информацию, сделайте лучше таблицу из 10 строчек, чем отдавать 10 первичных документов, помните, что у вас не могут просить первичку, а значит вы имете право сами представить любые регистры, которые формально будет отвечать на требование, причем делается это так обощено, чтобы они больше уже не слали требования, т.к. вы сможете, также пользоваться КОПИ-ПАСТОМ и формально отвечать.

Обязательно поясните, что у вас нет ни ошибок, ни противоречий. Это нужно будет, если будет подаваться жалоба.

Сроки

Важно соблюдать сроки ответа. Если вы получили требование при камеральной проверке, то срок подачи документов для вас - 10 рабочих дней с даты его получения.
Есть исключения по НДС, по депозитариям и налогу на Google.

Датой получения требования считается (п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 31 НК РФ):
• дата, которая указана в специальном поле требования, если оно вручено вам лично или вашему представителю;
• дата принятия, указанная в квитанции о приеме, если вы получили его по ТКС (п. 10 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@);
• 6 рабочий день от отправки требования по почте. Но если вы получили заказное письмо раньше, то рекомендуем считать срок для исполнения требования от даты, когда вы его получили;
• следующий рабочий день после дня, когда требование было размещено в личном кабинете налогоплательщика;
• день, следующий за днем поступления требования в МФЦ, когда налоговый орган направляет его через МФЦ (если иное не предусмотрено НК РФ).
Что касается получения требования, направленного через информационные системы организации, к которым у налоговиков есть доступ, то дата его получения в НК РФ не установлена.
Срок отсчитывайте со следующего за получением дня (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

но они ссылаются на абз.1 п.3 ст.883Налогового кодекса Российской Федерации

Могу я , например, предоставить таблицу, в которой распишу расходы (не подробно) , но не буду предоставлять обс , карточки и т.д?

Абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ? Дело в том, что в НК РФ нет 883 статьи. Это ошибка. Есть мы верно написали, то да, они должны указать противоречия

Часто задают такой вопрос: "Подлежит ли отмене решение по результатам камеральной проверки, если в ходе проверки инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не истребовала пояснений, однако актом проверки зафиксировала нарушения (п. п. 3, 5 ст. 88, ст. ст. 100, 101 НК РФ)?"

В п. 3 ст. 88 НК РФ указано, что при обнаружении ошибок налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения.
Пунктом 5 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что если после рассмотрения пояснений налогоплательщика либо при их отсутствии инспекция установит налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, то она обязана составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения инспекции вышестоящим налоговым органом или судом.

Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О указал: если налоговый орган обнаружит признаки налогового правонарушения, он обязан потребовать у налогоплательщика объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (см. также Письма Минфина России от
15.01.2020 N 03-02-08/1322, ФНС России от 06.03.2018 N ЕД-4-2/4335@).

По данному вопросу существует две точки зрения.

Есть судебный акт, согласно которому решение по проверке, в ходе которой инспекция не сообщила налогоплательщику о нарушении и не потребовала пояснений, правомерно, если довод об этом не заявлялся в апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган.

Также имеются судебные акты, согласно которым решение по результатам камеральной проверки является недействительным, если до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.

Позиция 1. Решение по проверке правомерно, если налогоплательщик не указал в апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган довод о том, что при проверке ему не сообщили о нарушении и не потребовали пояснений

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2018 N Ф08-4248/2018 по делу N А53-23199/2017

Позиция 2. Решение по проверке недействительно, даже если инспекция не сообщила налогоплательщику о нарушении и не потребовала пояснений

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2011 по делу N А78-6006/2010
Суд установил, что при выявлении ошибки в ходе камеральной проверки налоговый орган не истребовал дополнительные документы и не предложил налогоплательщику внести исправления в декларацию. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О, суд признал неистребование инспекцией дополнительной информации при проверке одним из оснований для признания решения недействительным.

Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Московского округа от 08.09.2010 N КА-А41/10018-10 по делу N А41-39380/09

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2010 по делу N А81-1856/2009

Да, формально это тоже назвать таким регистром, даже можно утвердить приказом, чтобы было верней и представить, конечно.

В предыдущем сообщении есть судебная практика, она противоречива. Но там налогоплатедтщики жаловались, когда их превлекли.