Работник без трудовой книжки

Добрый день! ИП на патенте принимает на работу гражданина Киргизии, возникло два вопроса: 1) у работника нет трудовой книжки, просит завести новую. С предыдущего места принес форму СТД-Р, там написано что он работал по совместительству и подавал в 2020 году заявление о продолжении ведения трудовой книжки, хотя сотрудник утверждает что это место работы было его единственным… Каким образом ИП-работодателю обезопасить себя от возможных проблем, нужно ли в новую трудовую книжку вписывать сведения о предыдущем месте работы? 2) в какое отделение МВД нужно подавать уведомление о приеме иностранного гражданина, если ИП зарегистрирован в Москве, но деятельность на патенте ведется в Московской области и работник принимается туда?

Добрый день.

Новые бумажные трудовые книжки не оформляются с 2021 года. Все данные у работника будут только в электронном виде - в виде СТД-Р. Поскольку человек работал где-то по совместительству, ему там трудовую книжку не оформляли, значит её нет.
ИП должен будет отправить как обычно в ПФР форму СЗВ-ТД о приеме на работу, на этом его “заполнение” трудовой книжки закончится.

Уведомление подается в миграционный отдел по месту работы иностранного гражданина (п.8 статьи 13 закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”)

Спасибо! Мне попались вот такие разъяснения: законом № 439-ФЗ предусмотрено, что бумажная трудовая книжка не оформляется только тем работникам, которые только начинают трудовую деятельность и ранее не трудились. В силу ч. 5 ст. 65 Трудового кодекса РФ в случае отсутствия у новичка бумажной трудовой книжки по причине ее утраты или повреждения, работник может обратиться с заявлением к новому работодателю с просьбой оформить новый документ, а работодатель обязан оформить бумажную трудовую книжку. Аналогичного мнения придерживаются также Минтруд России и Роструд (письма Минтруда России от 01.09.2021 № 14-6/В-1049, Роструда от 20.10.2021 № ПГ/30991-6-1). Получается ИП все-таки обязан книжку завести? Работник уверяет, что раньше она у него была, + подано заявление на продолжение ведения на предыдущей работе, хотя они же не должны были подавать такие сведения на совместителя, не понимаю(

У вас нет оснований считать, что работник утратил трудовую книжку. И что она вообще была заведена, раз он утверждает, что работал по совместительству. Совместителям трудовые книжки не заводили.
Если он был совместителем, это должно быть отражено в СТД-Р в графе 4. Там есть что-то про это?

Немного не так, работник говорит что эта работа была основная и единственная, а почему в СТД-Р везде указано, что это было совместительство он не знает…

Он может рассказывать что угодно. Но есть факты - отсутствие трудовой книжки и форма СТД-Р. И переделать форму СТД-Р не можете ни вы, ни он.
Это его первое место работы в России? Когда он впервые поступил на работу?

Нет, было несколько мест на протяжении нескольких лет, но это все только с его слов. Сейчас в ближайшем будущем работник планирует подавать документы на получение гражданства, говорит что нужен будет непрерывный стаж полгода и в связи с этим вспомнил про трудовую книжку. Правильно понимаю, что если мы просто подадим СЗВ-ТД о приеме и ничего больше заводить ему не будем, проблем быть не должно ни у нас ни у него?

У вас точно проблем не будет.
Если работник потерял трудовую книжку, он обязан обратиться к работодателю, который последний делал запись в эту ТК.
Из порядка ведения трудовых книжек (Приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н):
27. Лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 рабочих дней со дня подачи работником заявления.

Т.е. дубликат ему должны выдавать точно не вы.
Даже если вы пойдете ему навстречу и оформите трудовую книжку на бумаге, то внести записи о прошлой работе вы не сможете. Поэтому в этом нет никакого смысла.

Спасибо большое за помощь!