Риски для компании при работе с самозанятыми

налог-на-прибыль
самозанятые
(24lh) #1

Приветствую!

Я не являюсь специалистом в сфере налогообложения, поэтому буду рад услышать ваше мнение.

Я самозанятый, планирую подписать с заказчиком договор об оказании услуг. В тексте есть такие пункты:

В случае непредоставления чека об уплате налога на профессиональный доход, Исполнитель обязуется выплатить Заказчику штраф в размере 30% от оплаченной суммы за выполненные работы. Также Исполнитель обязуется возместить Заказчику понесенные расходы, если таковые у Заказчика будут иметь место.

В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход, Исполнитель обязуется уведомить об этом Заказчика в течение 2 рабочих дней с даты утраты статуса самозанятого лица. В случае нарушения сроков информирования Заказчика, Исполнитель обязуется оплатить по требованию Заказчика штраф в размере 45% от суммы, подлежащей к уплате Исполнителю за оказанные услуги. Также Исполнитель обязуется возместить Заказчику понесенные расходы, если таковые у Заказчика будут иметь место.

Как мне пояснили, 30% (за неотправку чека, п.1) складываются из необходимости Заказчика выплатить взносы в ПФР – 22%, ФСС – 2.9%,ФОМС – 5.1. В случае 45% (позднее уведомление о снятии с учета, п.2) к этим процентам еще добавляются 13% НДФЛ, которые платит за меня Заказчик.

Действительно ли компании грозит необходимость уплачивать государству взносы в размере 30%, а 2-м случае - еще и НДФЛ 13% за меня? Соответственно, насколько оправданно со стороны компании потребовать от меня уплаты ей таких штрафов в случае нарушений с моей стороны? И насколько опасны для меня 2 абстрактные фразы в конце каждого пункта про оплату понесенных расходов, если таковые будут иметь место? Можно ли как-либо обозначить границы моей ответственности здесь?

(Над.К) #2

Если вы не самозанятый, компания за вас будет платить взносы. А вот НДФЛ за вас она платить не будет, пусть не выдумывают
Компания пытается обезопасить себя, поэтому такие пункты включает в договор.

(24lh) #3

Понимаю, что хочет обезопасить, но такие проценты - это уж слишком. Я самозанятый, а если вдруг снимусь с учета и получу от нее деньги, то вроде все правильно, тогда компания - налоговый агент и платит за меня, т.е. обычное физ. лицо, страховые взносы и НДФЛ, верно?
Но я не могу понять, откуда 30%, если забыть отправить ей чек. Самозанятым я не перестаю быть, никакие взносы и налоги она не платит. Другое дело, компания не сможет уменьшить налогооблагаемый доход, но ведь это не 30%, правильно?

(ZZZhanna) #4

видимо, имеется в виду, что придется переделывать договор и считать выплаченную сумму как будто за минусом НДФЛ.

Если Вы самозанятый - обязаны предоставить чек. Если нет чека - нет доказательства, что Вы самозанятый, поэтому у организации возникает обязанность платить взносы. Это как раз 30%, так что эта цифра разумна. Более того, если они узнают с опозданием, что Вы перестали быть самозанятым, и не включат вас в отчетность, они попадут еще и на штрафы. Так что их можно понять.
А что, Вы планируете чеки не выдавать, что так боитесь этих санкций?

(24lh) #5

Конечно, я планирую все отправлять и соблюдать, но мало ли что происходит, и не получается отправить чек, не хочется платить такие проценты плюс к тем, что может взыскивать с меня ФНС)
Я могу предоставить справку из приложения “Мой налог” о своем текущем статусе, поэтому компания не рискует этими 30%, только неуменьшенным доходом на сумму моего гонорара, как я понимаю.

(ZZZhanna) #6

как раз наоборот. Если услуги оказаны и документально подтверждены (составлен акт) - нет никакого основания не включать их в расходы, независимо от статуса исполнителя. Ваш статус как раз влияет на необходимость уплаты взносов и НДФЛ.

(24lh) #7

Но ведь закон задуман таким образом, что основанием включения в расходы является чек от самозанятого - иначе зачем в принципе в законе прописана обязанность исполнителя его отправлять заказчику?

(ZZZhanna) #8

Эти услуги могут быть оказаны простым физ.лицом по договору ГПХ, в этом случае никакого чека не предполагается, а составляется акт, подтверждающий оказание услуги. Расходы в этом случае можно принимать, но вот налогообложение выплаты по такому договору будет другое.

(24lh) #9

Спасибо, помогли все прояснить.