Списание амортизации по аренде по ФСБУ 25/18 при арендных каникулах

Добрый день!
У нас есть следующая ситуация.
У нас появился объект аренды сроком 6 лет (офисное помещение). Данный объект отражаем в соответствии с ФСБУ 25/2018 как право пользованием активом (ППА) с дисконтированием.
Арендный платеж составляет 1 020 020 руб. (в т.ч. НДС).
Эксплуатационные расходы 70 000 руб. (в т.ч. НДС).
Договор заключен 29.11.2022.
В договоре также указано, что арендодателем предоставляются арендные каникулы до 31.12.2022.
При отражении признания ППА и ввода его в эксплуатацию мы указали, ставку дисконтирования 11,5% годовых и рассчитали график платежей исходя из приведенной стоимости обязательства (она составила 84 385 440 руб, в т.ч. НДС).
Обеспечительный платеж в графике мы не учитывали в связи с тем, что он не зачитывается в счет арендных платежей и будет возвращен арендодателем.
При заполнении графика платежей мы не указывали сумму арендной платы за декабрь 2022.
В учетной политике начисление амортизации происходит в месяце, следующим за месяцем ввода в эксплуатацию ОС.

И далее мы рассматриваем две ситуации:

  1. Признание объекта ППА по дате договора (29.11.2022), а ввод в эксплуатацию производим позже (01.03.2023).
    При проведении закрытия периодов ноябрь 2022 - апрель2023 у нас по счету 91.02 списываются процентные расходы за часть ноября 2022 и остальные 5 месяцев. В апреле 2023 амортизация начисляется по счету 26 в БУ, но по каким-то причинам не начисляется в НУ.
    Также в соответствии с графиком платежей процентные расходы в апреле списываются за апрель 2023. Корректно ли это? Есть ли привязка к начислению амортизации графика платежей?
    Каким образом отражать аренду на счете 26 за период январь-март 2023 в БУ и НУ (мы пришли к мнению, что это необходимо сделать операцией вручную) и по какой стоимости: по сумме обязательства за месяц с 01.К или по сумме арендной платы, указанной в договоре без НДС (мы опять же больше склоняемся к тому, что по сумме обязательства за месяц)? По каким причинам расходы могут не попадать на счет 26 в налоговом учете? Должны ли процентные расходы проходить в НУ? Должны ли процентные расходы начисляться за период с даты признания ППА до ввода его в эксплуатацию?

  2. Признание объекта ППА и ввод его в эксплуатацию по дате договора (29.11.2022).
    Здесь у нас больше вопрос относится по арендным каникулам.
    При закрытии ноября и декабря 2022 также начислятся процентные обязательства. (Корректно ли это будет?)
    И далее возникает вопрос, начислится ли амортизация в декабре 2022, в случае если мы вводим в эксплуатацию ППА с 29.11.22? По идеи не должна, т.к. по условиям договора предоставлены арендные каникулы. Но в случае начисления амортизации на время арендных каникул, каким образом сделать так чтобы данное начисление не произошло?

Заранее спасибо за помощь и разъяснение данных вопросов.

Добрый день.

В соответствии с п.10 ФСБУ 25/2018 арендатор признает предмет аренды на дату его предоставления с одновременным признанием обязательства по аренде. Поэтому если на дату заключения договора (29.11.2022) объект аренды (помещение) получен, то обязательство по аренде нужно признать на 29.11.2022.
Обязательство по аренде оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату оценки. То есть расчет приведенной стоимости проводится исходя из графика платежей по состоянию на 29.11.2022г.

Да, верно.

То, что в течение каких-то месяцев арендные платежи не будут вноситься, не меняет срок аренды и порядок расчета процентных расходов. Процентные расходы начисляются за каждый месяц, независимо от того, вносятся ли арендные платежи и введен ли объект в эксплуатацию. Просто в течение “арендных каникул” обязательство по аренде не будет уменьшаться на арендные платежи (потому что они не вносятся).

В соответствии с пп. “в” п. 13 ФСБУ 25/2018 в ППА включаются затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях. Поэтому если полученное в аренду помещение нужно привести в пригодное для работы состояние, то эти дополнительные затраты включаются в ППА. Таким образом, стоимость ППА будет сформирована только к моменту ввода в эксплуатацию (01.03.2023).

Если помещение вводится в эксплуатацию сразу после получения в аренду, то ППА формируется на 29.11.2022г.
Тогда ППА = дисконтированной сумме обязательств по аренде.
Никакие дополнительные расходы в этом случае в ППА не включаются, они будут признаваться в бухучете (как и в налоговом учете) расходами на ремонт (если речь о ремонте).

Если амортизация ППА начисляется линейным способом, а объект вводится в эксплуатацию с 01.03.2023, то начало начисления амортизации ППА - апрель (хотя было бы лучше ввести в эксплуатацию 28.02 и начислять амортизацию с 01.03).
Если объект вводится в эксплуатацию с 29.11.2022, то амортизация ППА начисляется с декабря 2022г.
Арендные каникулы никакого отношения к начислению амортизации ППА не имеют.

Все, что сказано выше, относится только к бухгалтерскому учету.
В налоговом учете расходы признаются в размере арендных платежей, установленных договором. Поэтому за установленные договором “арендные каникулы” в налоговом учете расходы не признаются.