Списание брака у маркетплейса

Добрый день.
Мы производители продуктов питания, реализуем их через ОЗОН по договору оферты.
ОЗОН периодически делает у себя списание и утилизацию нашей продукции по тем или иным причинам. Но не предоставляет никаких подтверждающих документов на эти операции. Только экселевский файл с перечислением утилизированного товара.
Нам соответственно тоже нужно списывать этот товар у себя, чтобы он не копился на 45 счете и товарные остатки соответствовали ОЗОНу.
Вопрос в следующем - как нам списывать эту продукцию без документов от ОЗОНа на списание и утилизацию и не будет ли у нас потом проблем с налоговой, если мы все-таки будем проводить эти операции без подтверждающих документов?
На данный момент я списываю проводкой Д91.02-К45.02.

Добрый вечер.
Вопрос передан эксперту, она готовит ответ

Здравствуйте.
Извините за задержку.
При работе с маркетплейсами много проблем с документальным подтверждением операций, а в последнее время остро встал вопрос по утилизации на ОЗОН всвязи с вступлением новых правил с 1 июня 2022 г.
В базе знаний ОЗОНа очень все красиво расписано.

Если утилизируем ваши товары, отправим об этом отчёт по электронной почте и укажем:

  • причину утилизации;
  • дату начисления услуги;
  • номер спецификации;
  • склад, где находились утилизированные товары;
  • название и ID товара;
  • размер компенсации, если она есть — для клиентских возвратов;
  • номер отправления, в котором был товар — для клиентских возвратов.

Если хотите получить список утилизированных позиций, документы и фото, подтверждающие повреждения товаров — можете написать в поддержку: FBO. Отгрузка со склада OZON → Утилизация.

Утилизацией занимается компания-подрядчик: она забирает товары и уничтожает их, а затем в течение следующего месяца присылает нам подтверждающие документы. Можете запросить их через поддержку: FBO. Отгрузка со склада OZON → Утилизация. Как только получим — отправим их вам.

Где посмотреть расходы на утилизацию

Все расходы отражаем:

  • в личном кабинете на странице Финансы → Баланс на сегодня;
  • в личном кабинете на странице Финансы → Начисления → Доп. услуги;
  • в акте выполненных работ за месяц — сумма за услугу Утилизация со стока.

Для повреждённых клиентских возвратов сначала начислим услугу утилизации, а потом сделаем корректировку акта и вернём деньги. Пришлём УКД, если пользуетесь ЭДО, а если нет — сможете посмотреть корректировку в разделе Финансы → Начисления → Доп. услуги.

Но на практике не все так просто. Отчет по утилизации на электронную почту не присылают. Поддержка не отвечает, а если и отвечает, то это в основном отписки.
Но, как вы сказали, утилизированный товар надо списывать, поэтому по возможности настаивайте на получении акта утилизации и до его получения или даже если не получите акт в работе используйте

Создайте комиссию, составьте акт списания продукции на основании вышеуказанного файла.

Расходы, связанные с утилизацией продукции, отразите в учете, как если бы товар Вам фактически вернули. Ведь возврат товара все же происходит, хоть и формально.
Дт 41 Кт 45 – возвращены товары, переданные на реализацию
Дт 91-2 Кт 41 – списана стоимость утилизированной бракованной партии товара на основании акта списания товара (акта об уничтожении товара)
Дт 91-2 Кт 76 – стоимость утилизации отражена в прочих расходах

Стоимость товара и стоимость утилизации в налоговых расходах не учитывайте, даже если имеете на это право. Во-первых, документов на утилизацию нет. Во-вторых, стоимость списанного неликвидного товара и расходы на его утилизацию, кроме случаев, если организация обязана утилизировать такой товар по законодательству, Минфин не признает экономически оправданными (письма Минфина от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7862, от 15.03.2018 № 03-03-06/1/15834, от 21.07.2011 № 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332).

При УСН доходы - расходы так же нельзя учесть в расходах списанную утилизированную продукцию и затраты на ее утилизацию, которая ранее не отражалась в расходах, так как их нет в закрытом перечне расходов на УСН.

большое спасибо за консультацию.

Оксана, доброго дня еще раз.
Удалось уточнить у ОЗОНа, что они могут присылать нам спецификации на утилизацию продукции третьим лицом (во вложении). Посмотрите пожалуйста и подскажите, можем ли мы по такому документу проводить списание продукции и принимать расходы в НУ?

Списать продукцию по такому документу можно, а вот принять в расходы в НУ все же не стоит. В данном документе нет основного пункта - причины утилизации.
Как уже писала, Минфин не признает экономически оправданными расходы на утилизацию, кроме случаев, если организация обязана утилизировать такой товар по законодательству. Письмо Минфина России от 23.04.2019 № 07-01-09/29286 так же подтверждает данную позицию.

Товары, которые при утрате ими потребительских свойств организация обязана утилизировать прописаны в Распоряжении Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р (ред. от 15.07.2022) “Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств”.

Товары с истекшим сроком годности изымаются из оборота и в дальнейшем подлежат утилизации или уничтожению (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) “О качестве и безопасности пищевых продуктов”).

Поэтому, если решите учесть стоимость утилизированной продукции (даже из перечисленных выше перечней) без факта подтверждения причины утилизации в составе расходов для целей НУ, то, учитывая позицию финансового ведомства, не исключён риск налогового спора, и право на признание расходов придется отстаивать в суде.