ВЭД, налоговое и валютное регулирование

Добрый день. Какими нормативными документами регулируется экспорт изделий из древесины в Иран? Порядок налогообложения (ндс, прибыль) и валютное регулирование. Компания-экспортер - ООО на общем режиме налогообложения, покупатель в Иране - юридическое лицо.

Приветствуем вас!

В связи с тем, что вопросы, связные с ВЭД и сотрудничества с компаниями, находящимися в Исламской республике Ирана сложны (далее - Иран), мы будем отвечать чуть дольше и постепенно обновлять свои ответы.

Общие требования к поставляемой товару, ситуация на рынке

Относительно требований по ввозу в Иран древесины и пиломатериалов Министерство сельскохозяйственного джихада выслала специальные требования в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ, предлагаем ознакомиться для начала с ними, это можно прочесть на сайте ведомства здесь.

Также нужно учитывать специальные вопросы инвестирования в Иран и виды компаний, которые там есть и особенности налогообложения. Это можно прочесть в материале здесь. Хотя он и старый, но, как минимум, льготы должны действовать для ваших партнеров в Иране. Это даст вам представление и формах взаимодействия с иностранными компаниями в Иране.

Также нужно знать, что с 12.11.2021 Россия ввела специальные меры ограничений по вывозу необработанного дерева, об этом можно посмотреть тут:

Тем не менее, в связи с закрытием границ с помощью санкций Европой, рядом других стран, резко повысился экспорт в ОАЭ, Иран, Сингапур, Китай, Иордани и Ирак и др. другие страны Востока и Азии, что дает определённые основания для развитии бизнеса. По данным СМИ:

Экспорт российских пиломатериалов в страны Северной Африки и Ближнего Востока вырос на 17,84% - до 1,2 млн кубометров по итогам 2022 года. Активнее всего нарастили поставки Иран, ОАЭ, Иордания и Ирак, сообщили “Российской газете” в Рослесинфорге.

В прошлом году Евросоюз пятым пакетом санкций запретил импорт древесины из России. Эксперты отмечали, что это был очень серьезный удар по лесопромышленному комплексу страны, больше всего пострадали производители фанеры и древесных топливных гранул. В декабре глава одного из крупнейших в стране лесопромышленных холдингов ГК “УЛК” Владимир Буторин заявил, что компания остановила свое производство пеллет в Новгородской области и планирует остановить остальные пеллетные заводы.

В прошлом году российская обработанная древесина поставлялась на рынки более чем 15 стран Северной Африки и Ближнего Востока, где большая половина всего экспорта была направлена в Иран и ОАЭ - 379 тысяч кубометров и 334 тысячи кубометров соответственно, сообщает Рослесинфорг.

Относительно регистрации в ЛесЕГАИС, как сказано на сайте нужно

Помимо стандартных действий по оформлению ЭСД, пользователь должен:

  1. указать отметку об экспорте в приложении
  2. выбрать соответствующий код ТН ВЭД ЕАЭС перевозимому сортименту древесины, и указать значения соответствующих кодам объемов древесины с корой и припусками (наряду с кодами ОКПД 2 и номинальным объемами)
  3. при необходимости заполнить поля с ценными породами и отметку о влажности

Там же указано метод учета разных древесин:

Какой именно метод применять при учете древесины?

С 1 марта 2022 года учет древесины осуществляется в соответствии с Правилами учета древесины, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 года № 2128. Лица и органы, указанные в части 3 статьи 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют определение характеристик древесины в соответствии с пунктами 31 - 69 указанных Правил и могут использовать методики (методы) измерений, применяемые при проведении таможенных операций и таможенном контроле, и следующие стандарты:

  • а) ГОСТ Р 57738-2017 “Хлысты. Технические условия”;
  • б) ГОСТ Р 57737-2017 “Хлысты. Методы измерения”;
  • в) ГОСТ 9463-2016 “Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия”;
  • г) ГОСТ 9462-2016 “Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия”;
  • д) ГОСТ 32594-2013 “Лесоматериалы круглые. Методы измерений”;
  • е) ГОСТ 8486-86 “Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия”;
  • ж) ГОСТ 2695-83 “Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия”;
  • з) ГОСТ 26002-83 “Пиломатериалы хвойных пород северной сортировки, поставляемые для экспорта. Технические условия”;
  • и) ГОСТ 6564-84 “Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование”;
  • к) ГОСТ 6782.1-75 “Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки”;
  • л) ГОСТ 6782.2-75 “Пилопродукция из древесины лиственных пород. Величина усушки”;
  • м) ОСТ 13-24-86 “Доски необрезные. Способы учета объема”;
  • н) ОСТ 13-43-79 Е “Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили”."

Валютный контроль внешнеэкономических сделок

Порядок представления сведений о валютных операциях в уполномоченный банк

Порядок представления сведений в банк зависит от суммы контракта. Сумма контракта в валюте пересчитывается в рублевый эквивалент по курсу Банка России на дату заключения контракта или на дату его последнего изменения (дополнения), меняющего сумму контракта (п. 2.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Если сумма контракта не превышает 600 тыс. руб., сообщите в банк только код вида операции, соответствующий наименованию вида операции:

  • при зачислении иностранной валюты на ваш транзитный валютный счет (п. 2.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • при списании иностранной валюты с вашего валютного счета по контракту с нерезидентом (п. 2.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • при списании рублей с вашего расчетного счета по контракту с нерезидентом. В этом случае код вида операции надо указать в расчетном документе, представляемом в банк (п. п. 2.13, 2.15 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Нужно учесть указы Президента РФ, изданные в рамках принимаемых специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств: их действие распространяется и на сделки (операции), не превышающие 600 тыс. руб. Если они подпадают под сферу регулирования Указов, резиденты должны соблюдать предусмотренный в Указах порядок. В частности, необходимо располагать разрешениями на совершение (исполнение) сделок (операций) в установленных случаях (Информационное письмо Банка России от 20.05.2022 № ИН-019-12/70).

Если сумма контракта в эквиваленте более 600 тыс. руб., но менее 3 млн руб. - для импортного контракта или кредитного договора, 10 млн руб. - для экспортного контракта, то представляйте документы, связанные с проведением валютных операций, по согласованию с банком:

  • при поступлении валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления валюты (п. 2.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И). Вы можете подать в банк распоряжение о переводе иностранной валюты с транзитного счета и информацию о коде вида операции до подачи документов, связанных с поступлением валюты (п. 2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • списании иностранной валюты с вашего валютного счета - одновременно с распоряжением о списании (заявлением на перевод) иностранной валюты с валютного счета (п. 2.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • списании рублей с вашего расчетного счета по контракту с нерезидентом - одновременно с платежным поручением на перевод рублей в пользу нерезидента (п. 2.10 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Для экспортных контрактов на сумму 10 млн руб. и более, для контрактов на импорт товаров, работ, услуг или кредитных договоров на сумму 3 млн руб. и более предусмотрена процедура учета контракта (кредитного договора) в уполномоченном банке (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017№ 181-И).

По контрактам, поставленным на учет, при совершении валютных операций помимо представления в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, и указания кода вида операции, вам нужно будет сообщать уникальный номер контракта (п. 2.22 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Справку о валютных операциях в настоящее время представлять в банк не нужно (п. п. 19.1, 19.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Если в отношении уполномоченного банка, который принял на учет или обслуживание контракт (кредитный договор) (далее - банк УК), введены антироссийские санкции, то можете проводить операции по внешнеторговым контрактам или кредитным договорам (как зачисление, так и списание) по счетам, открытым в банке, отличном от банка УК. Причем переводить контракт (кредитный договор) на учет в этот банк не требуется. Действуйте в следующем порядке (Письмо Банка России от 28.02.2022 № 019-12-4/1210):

  • при переводе денежных средств, поступивших от нерезидента-контрагента, со своего транзитного валютного (либо расчетного) счета в банке, отличном от банка УК, на свой транзитный валютный (либо расчетный) счет в банке УК, вам необходимо представить в банк УК выписку со счета по операциям, осуществляемым через счет в банке, отличном от банка УК, или документ, подтверждающий поступление денежных средств от нерезидента-контрагента, с отметками банка и идентифицировать поступившие денежные средства с кодом вида операции;
  • если вы решили не переводить на счет в банке УК средства, зачисленные на счет в банке, отличном от банка УК, представьте в банк УК соответствующую выписку по счету или документ, подтверждающий поступление денежных средств от нерезидента-контрагента с отметками банка, в качестве подтверждающего документа. Также необходима справка о подтверждающих документах, в которой по коду 13_3 отражаются код валюты и сумма операции по зачислению указанных средств;
  • при списании средств с вашего счета в банке, отличном от банка УК, в пользу нерезидента-контрагента представьте в банк УК выписку со счета о проведенных расчетах в банке, отличном от банка УК, в порядке и сроки, которые согласованы с банком УК.

Подтверждающие документы надо представлять в банк для валютного контроля

По внешнеэкономическому контракту, поставленному на учет, представляйте в уполномоченный банк документы, подтверждающие (п. 8.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И):

  • исполнение обязательств (например, ввоз (вывоз) товара, выполнение работ, оказание услуг);
  • прекращение обязательств (например, при проведении зачета встречных однородных требований, заключении договора новации, ликвидации должника (кредитора));
  • перемену лица в обязательстве (например, уступка права требования или перевод долга);
  • изменение суммы обязательств способом, отличным от расчетов.

Подтверждающими документами могут быть, например:

  • товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие и иные документы - при ввозе на территорию РФ (вывозе с территории РФ) товаров, если таможенное декларирование отсутствует или осуществляется без подачи таможенным органам декларации на товары (п. п. 8.1.1, 8.1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И);
  • акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, а также в целях бухгалтерского учета, - при выполнении работ, оказании услуг, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности (п. 8.1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Декларации на товары представлять в банк не нужно. Информацию о зарегистрированных на таможне декларациях на товары банки получают в электронном виде от таможенных органов (п. 8.8 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

На основании подтверждающих документов заполните справку о подтверждающих документах. Банк может самостоятельно на основании представленных вами подтверждающих документов заполнить справку о подтверждающих документах, если такое право предоставлено ему договором (п. 8.4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Не представляйте подтверждающие документы и справку о них по контракту, предусматривающему последующую передачу в собственность движимого имущества, предоставленного по договорам аренды или финансовой аренды (лизинга), оказание услуг связи или страхование, если согласно такому контракту платежи должны производиться с фиксированной периодичностью (п. 8.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И). Если помимо этих производятся иные платежи по контракту, подтверждающие документы и справку о них надо представить в банк.

ФТС России при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС

Для подтверждения вывоза товаров из ЕАЭС необходимо обратиться в таможню в месте убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС с заявлением, где указать сведения о декларации на товары, сведения о товарах, наименование таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров, наименование пункта пропуска, через который осуществлялся вывоз товаров.

Следует иметь в виду, что до 31.12.2023 применяются специальные экономические меры в виде разрешительного порядка вывоза, запрета на вывоз за пределы территории РФ отдельных товаров. Перечни таких товаров, которые запрещены (ограничены) для вывоза, определены Правительством РФ (Указ Президента РФ от 08.03.2022 № 100, Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 № № 311, 312, 313).

Так например, согласно приложения № 2 к постановлению Правительства РФ
от 9 марта 2022 г. № 313 был утвержден Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится запрет на вывоз, это в том числе:

  • 4401 21, 4401 22- Древесина в виде щепок или стружки

  • 4403 - Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные

  • 4408 - Листы для облицовки (включая полученные разделением слоистой древесины), для клееной фанеры или для аналогичной слоистой древесины и прочие лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, сращенные или не сращенные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной не более 6 мм.

По последней позиции, есть исключение:

За исключением товаров, происходящих с территории Российской Федерации, декларантами которых являются производители таких товаров, сопровождаемых заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», и убывающих с территории Российской Федерации через морские пункты пропуска через государственную границу РФ Владивосток, Находка и Ольга.

Кроме того, установлен запрет на вывоз за пределы территории РФ продукции и (или) сырья, производство или добыча которых осуществляются на территории РФ, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851, и (или) лицами, указанными в данном Перечне, в пользу иных лиц (пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252).

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщику необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие фактический вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС. В частности, таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Представление таможенной декларации с отметками таможенного органа

Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (п. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС). Приказом Минфина России от 20.09.2019 № 150н утвержден Порядок совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации на товары либо отказом в такой регистрации посредством информационной системы таможенных органов.

Приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761 утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля (далее - Порядок № 1761).

Взаимодействие декларантов с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка № 1761 осуществляется посредством электронного способа обмена информацией (п. 2 Порядка № 1761).

После выпуска (условного выпуска) или отказа в выпуске товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками (п. 26 Порядка № 1761).

При этом по обращению декларанта в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства, таможенные органы распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска или отказа в выпуске товаров (пп. «а» п. 39 Порядка № 1761).

При распечатывании на бумажном носителе ЭДТ производится внесение (проставление) отметок, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Представление в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями Порядка на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок таможенного органа не препятствует налогоплательщикам подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС (Письма Минфина России от 23.04.2015 № 03-07-08/23264, от 23.04.2015 № 03-07-08/23277, от 12.03.2015 № 03-07-08/12941, от 11.03.2015 № 03-07-08/12854).

Также Приказом Минфина России от 09.06.2020 № 100н утверждены Особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации на товары либо с отказом в такой регистрации при неисправности информационной системы, используемой таможенными органами (далее - Особенности). Так, при невозможности совершения таможенных операций в электронном виде подача декларации на товары осуществляется на бумажном носителе. Подача декларации на товары сопровождается представлением документов на бумажном носителе, на основании которых она заполнена, и подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию, а также представлением ее электронной копии на электронном носителе (п. п. 1, 4 Особенностей).

Порядок обращения за подтверждением фактического вывоза товаров

Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) утвержден Приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1327 (далее - Порядок действий должностных лиц).

Подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров производится (п. 2 Приказа ФТС России № 1327):

таможенными постами, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории, в случае, если обращение о подтверждении фактического вывоза получено одновременно с представлением товаров таможенному органу при убытии;

таможнями, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории, во всех случаях подтверждения ввоза товаров, а также вывоза товаров, если обращение о подтверждении фактического вывоза подается (пересылается) после убытия товаров, за исключением случаев, когда данные полномочия делегированы таможенным постам.

Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки (п. 4 Порядка действий должностных лиц).

В обращении заявитель указывает (п. 5 Порядка действий должностных лиц):

  • просьбу подтвердить фактический вывоз (ввоз) товаров;
  • способ, которым заявитель просит передать либо направить документы с отметками таможенного органа, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров;
  • налоговый орган, в который заявитель при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию заявителя).

В обращении либо в приложении к нему заявитель также сообщает следующие сведения:

  • наименование таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
  • регистрационный номер транзитной декларации, декларации на товары либо иного документа, используемого в качестве таможенной декларации;
  • наименование и количество товаров;
  • период вывоза товара (с указанием месяца и года);
  • сведения о транспортных средствах, на которых товар фактически перемещался через таможенную границу РФ;
  • наименование пункта пропуска товаров через государственную границу РФ.
    К обращению заявитель прилагает (п. 6 Порядка действий должностных лиц):
  • таможенную декларацию или ее копию, заверенную в установленном порядке;
  • экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу (по выбору заявителя);
  • копию транзитной декларации в случае перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  • почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (если в обращении заявитель просит направить документы почтой);
  • почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа, в который заявитель просит направить информацию о подтверждении фактического вывоза (ввоза) товаров (если заявитель просит направить информацию в налоговый орган).

Обращение должно быть подписано руководителем заявителя или лицом, им уполномоченным, и заверено печатью организации. Срок обращения заявителя в таможенные органы для подтверждения факта вывоза Порядком действий должностных лиц не установлен.

При этом необходимо учитывать, что документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Заявление рассматривается в срок 20 рабочих дней, документы с отметками таможенного органа направляются заявителю способом, указанным им в заявлении (п. п. 14, 15, 16 Порядка действий должностных лиц).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 20 Порядка действий должностных лиц Порядок не применяется в отношении товаров, вывозимых из РФ через российско-белорусский участок Государственной границы РФ.

Подтверждение фактического вывоза в этом случае может осуществляться таможенным органом выпуска непосредственно налоговым органам по их запросу в рамках Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (заключено в г. Москве 21.01.2010 № 01-69/1, № ММ-27-2/1).

Аналогичные правила действуют в отношении товаров, вывозимых через российско-казахстанский участок Государственной границы РФ.

1 лайк

По налогам у вас есть какие-то вопросы?
Налог на прибыль платится как обычно, с реализации. Могут возникать курсовые разницы, но тут надо уже рассматривать конкретную ситуацию - есть авансы или нет, как производится оплата.

2 лайка