Бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание франшизы

Здравствуйте.
Компания развивает сеть фитнес клубов. Зарегистрировало товарный знак и формирует материалы, необходимые для продажи франшизы: разработка концепции фитнес клуба, создание франшизного видеоролика с передачей исключительных прав и пр расходы.
Каким образом учитываются расходы на создание франшизы в бухгалтерском и налоговом учете? Как расходы текущего периода или собираются и по готовности относятся на НМА?

Добрый день!

Каких особенностей именно по учету франшизы нет. Поэтому учет ведем по элементам.

Бухгалтерский учет

Товарный знак. Актив в виде товарного знака, который создан собственными силами, с 1 января 2024 не относится к нематериальным активам (подп. «е» п. 8 ФСБУ 14/2022). Затраты компании на создание такого актива, признавайте расходами периода, в котором они понесены (п. 5 ПБУ 10/99 “Расходы организации”).

А при продаже франшизы Вы уже будете получать чистый доход. Так как это будет частью Вашей основной деятельности, то используйте счет 90.

Видеоролик. Если стоимость видеоролика более лимита, который Вы установите для НМА, и срок его полезного использования более 12 месяцев, то учитывайте ролик как объект НМА. То есть амортизируйте. Используйте счета 04 и 05.

Налоговый учет

Товарный знак. В отличие от бухучета, в налоговом учете товарный знак, на который у Вас есть исключительные права, считается НМА (подп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ). Но тут есть нюансы: если стоимость товарного знака – менее 100 000 руб., или срок использования менее 12 месяцев, то затраты на создание товарного знака можете списать в учете единовременно.

Видеоролик. Если Ваши затраты на видеоролик составили более 100 000 руб., и прослужит он более 12 месяцев, то это НМА, который нужно амортизировать.

Если ролик относится к амортизируемым НМА, то расходы на его создание ежемесячно списывайте через амортизацию (п. 1 ст. 256, подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15750).

Понятно, спасибо.