Добрый вечер. Наша компания заключила договор подряда с ООО во исполнение ГОЗ. Подскажите пожалуйста как правильно организовать учет по этому договору, нужен ли спец счёт? какую отчетность нужно будет предоставить контролирующим органам? Нужен ли отдельный учет затрат по з/п, аренде, коммуналке…
Алена, здравствуйте!!!
Извините за задержку. Ребенок маленький немного изменил графики реагирования.
Еще раз извините.
Это ответ на первый вопрос.
По общему правилу субподрядчику, который уведомлен, что контракт заключается для исполнения ГОЗ, необходимо открыть отдельный счет, иначе подрядчик не сможет перечислить ему оплату по договору. Исключением могут быть расчеты в пределах лимитов, установленных пп. “з” п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ, а также случаи выполнения работ по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию.
Уточните, что именно вас интересе по отчетности, а то обобщенный вопрос.
Есть такое постановление
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022)
“О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности”
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.docx (30,0 КБ)
Головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. Головной исполнитель должен по запросу предоставить контролирующему органу (государственному заказчику) информацию о затратах по исполненным контрактам. Исполнитель предоставляет информацию о затратах по исполненным контрактам по запросу головного исполнителя.
В связи с этим учетная политика организации должна обеспечивать ведение раздельного учета и возможность формирования отчетных документов.
Требования к ведению раздельного учета закреплены:
• Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47. Эти Правила применяются при отсутствии казначейского сопровождения контракта (п. 4 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 47);
• Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2021 N 210н. Этот Порядок применяется при наличии казначейского сопровождения контракта;
• Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334. Порядок применяется вне зависимости от наличия или отсутствия казначейского сопровождения.
В соответствии с этими требованиями головной исполнитель (исполнитель) гособоронзаказа (ГОЗ) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении контракта отдельно по каждому контракту (п. 1 Правил N 47, п. 2 Порядка N 210н).
Финансовый результат по каждому контракту нужно определять отдельно как разницу между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой следующих расходов (п. 4 Правил N 47, п. 3 Порядка N 210н):
- прямых затрат. Это материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др. Эти затраты включают непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции (пп. 1 п. 3 Правил N 47).
С точки зрения бухгалтерского учета это прямые затраты, относимые на счет 20 “Основное производство” (п. 24 ФСБУ 5/2019 “Запасы”); - общепроизводственных и общехозяйственных затрат по обеспечению производственного процесса (затрат, связанных с управлением производством и его обслуживанием). Их включают в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией (приоритетно - пропорционально заработной плате основных производственных работников). Результаты распределения оформляют расчетом (рекомендуемый образец расчета суммы накладных расходов приведен в Приложении N 1 к Порядку N 210н) и справкой отдельно по каждому контракту. Эти затраты формируют производственную себестоимость продукции (пп. 2 п. 3 Правил N 47, п. 3 Порядка N 210н, п. п. 19, 24 Порядка N 334).
С точки зрения бухгалтерского учета - это косвенные затраты, учитываемые на счете 25 “Общепроизводственные расходы” (или на счете 26 “Общехозяйственные расходы” - преимущественно в небольших организациях). В зависимости от положений учетной политики эти затраты:
• списывают на счет 20 и включают в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) пропорционально выбранной базе распределения (п. п. 24, 25, пп. “г” п. 26 ФСБУ 5/2019);
• либо относят в дебет счета 90 “Продажи”, субсчет 90-2 “Себестоимость продаж”, в том отчетном периоде, в котором они понесены, если косвенные затраты в себестоимость НЗП не включаются (пп. “а” п. 27 ФСБУ 5/2019); - административно-управленческих (общехозяйственных) расходов на управление организацией в целом. Их относят на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией (приоритетно - пропорционально заработной плате основных производственных работников). Результаты распределения оформляют справкой отдельно по каждому контракту (пп. 3 п. 3 Правил N 47, п. 3 Порядка N 210н, п. п. 20, 27 Порядка N 334). Порядком N 334 предусмотрено, что административно-управленческие расходы могут быть учтены при расчете финансового результата по контракту посредством включения в производственную себестоимость продукции или без включения в нее. В последнем случае учетной политикой организации должно быть предусмотрено отнесение указанных расходов на финансовый результат государственного контракта (п. п. 24, 27, 28 Порядка N 334).
По правилам бухгалтерского учета такие затраты учитывают на счете 26. Их не включают в себестоимость продукции (работ, услуг) и списывают на счет 90, субсчет 90-2, в том отчетном периоде, в котором они понесены. Это следует из пп. “г” п. 26 ФСБУ 5/2019; - коммерческих расходов - затрат, прямо соотносящихся с реализацией (сбытом) продукции по контракту. Их учитывают отдельно по каждому контракту. В производственную себестоимость они не входят и участвуют в расчете финансового результата в качестве самостоятельной статьи (пп. 4 п. 3 Правил N 47, п. п. 25, 28 Порядка N 334).
С точки зрения бухгалтерского учета - это расходы, учитываемые на счете 44 “Расходы на продажу”. Чаще всего они без распределения списываются на счет 90, субсчет 90-2 (п. 9 ПБУ 10/99 “Расходы организации”); - процентов по кредитам - в отдельных случаях. Проценты учитывают при формировании финансового результата в размере не более суммы, определенной исходя из ключевой ставки Банка России, действующей на дату расчета цены по контракту плюс 1,5 процентного пункта (п. 26 Порядка N 334).
По правилам бухгалтерского учета проценты включают в прочие расходы или в стоимость инвестиционного актива в полном объеме.
При разработке учетной политики организации важно понимать, что документы, устанавливающие требования к ведению раздельного учета, не регулируют правила бухгалтерского учета затрат на производство продукции (работ, услуг), расходов в виде процентов и т.п., так как не являются ни федеральными, ни отраслевыми стандартами бухгалтерского учета. Такими документами являются ФСБУ 5/2019, ПБУ 15/2008 “Учет расходов по займам и кредитам” и другие федеральные стандарты и положения по бухгалтерскому учету (п. 1 ч. 1 ст. 21, ч. 1, 2 ст. 30 Закона о бухгалтерском учете). Учетная политика организации не может противоречить федеральным стандартам и положениям по бухгалтерскому учету (ч. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).
В связи с этим в учетную политику или иной документ, устанавливающий правила ведения раздельного учета в организации (например, в методику ведения раздельного учета затрат, оформленную как приложение к учетной политике), вы вправе внести только такие положения, которые соответствуют правилам бухгалтерского учета. Нужно сделать следующее:
• закрепить порядок выделения и учета затрат, относящихся к ГОЗ, позволяющий сгруппировать их и по каждому контракту определить финансовый результат в бухгалтерском учете. Для этого по каждому контракту необходимо:
◦ идентифицировать прямые затраты (в том числе включаемые в коммерческие расходы) с помощью первичной учетной документации (лимитно-заборные карты, требования-накладные, наряды на выполнение работ должны оформляться на предусмотренные в госконтракте отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу);
◦ вести аналитический учет или субсчета (первого или второго порядка) на счетах 20, 90, 44, 91 “Прочие доходы и расходы”, 99 “Прибыли и убытки” и др.;
• предусмотреть аналитические счета или субсчета по счетам, на которых отражаются ресурсы для выполнения ГОЗ (материалы, ОС, НМА и др.) или кредиторская задолженность в связи с выполнением ГОЗ. Конкретный перечень счетов, по которым следует обеспечить формирование обособленных показателей, целесообразно определять исходя из тех форм отчетной документации, которые предстоит подавать по контракту (исходя из расходной декларации, отчета об исполнении государственного контракта и др.);
• установить базу для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В качестве базы можно выбрать только показатель прямых затрат, характеризующих продукцию (работы, услуги) по контракту и иную продукцию (работы, услуги). Приоритетная база для распределения - пропорционально заработной плате основных работников;
• предусмотреть включение административно-управленческих (общехозяйственных) расходов на управление организацией в целом на финансовый результат госконтракта в том отчетном периоде, в котором они возникли (п. 27 Порядка N 334). Иной порядок, предусматривающий включение расходов на управление организацией в целом, в себестоимость продукции (работ, услуг), противоречит пп. “г” п. 26 ФСБУ 5/2019;
• зафиксировать формы документов, используемых для ведения раздельного учета (справок для оформления расчетов по распределяемым затратам, карточек или ведомостей для учета затрат по каждому контракту и др.).
Если потребуются непосредственно “свежие” нормативно-правовые акты - обращайтесь.