Добрый день. Пожалуйста, помогите разобраться в ситуации.
В прошлом году по наследству получена и переписана в Реестре на меня доля в праве собственности на с/х участок.
Земельный участок сельхозназначения в долевой собственности. Долей несколько десятков или больше. Участок арендован сельхозпредприятием.
Хочу передать долю в праве родственникам, живущим там и ведущим личное хозяйство, поскольку арендатор расплачивается зерном и постным маслом.
Теперь получены свежие выписки из ЕГРН.
Выписка из ЕГРН “Об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости” в разделе “Ограничение прав и обременение объекта недвижимости” содержит только одну запись - запись об аренде.
Одновременно, выписка из ЕГРН “О правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости” содержит запись об аренде и десятки записей о “запрещении регистрации”, “запрете на свершение действий в сфере ГКУ” и “аресте”. Судя по номерам государственной регистрации, ограничения были зарегистрированы как в этом году, так и в прошлом и в разные годы в последние более чем десять лет.
Напрашивается мысль, что зарегистрированные ограничения не касаются моей доли в праве. Сособственников много, соответсвующие постановления, думаю, были вынесены в отношении их долей в праве.
Решено, что оформить куплю-продажу проще. Какую выписку должен получить нотариус?
Какие права Вы собираетесь передать? Права аренды что ли? Если аренды, то там есть варианты: замена лица в качестве стороны договора аренды, либо субаренда.
Если у Вас колхоз и паи, то нужно анализировать и устав и документы.
Я собственник. Хочу продать мою долю в праве собственности на участок (неблизким) родственникам.
Колхоз уже много лет не существует. Оттуда и “паи”, которые уже давно превратились в доли в праве собственности на земельный участок.
Участок не арендую. Я не нотариус. Нотариус (по месту нахождения участка) получил из ЕГРН вторую названную выписку и на том всё застопорилось. При этом всего лишь за несколько месяцев до этого в другом регионе нотариус получал первую названную выписку и на её основании оформил мое право на наследство. Позже, этой весной (буквально за дни до второй выписки) первую выписку по моему запросу Реестр выдал снова, и в ней только имя собственника изменилось. .
Сейчас Вы собственник по выписке, что в ЕГРП? Право собственности на что именно? На долю, на конкретный земельный участок (з/уч)? Если конкретный з/уч есть ли у Вас кадастровый план? Производилось ли межевание, определены ли координаты точек Вашего з/уч.? Если кроме выписки ничего нет и межевания нет, с этого нужно начать, иначе это чревато спорами за землю и вообще большими затруднениями в оформлении чего бы то ни было.
Если у Вас доля в з/уч, то нужно знать, она конкретная или нет - или там написано, например 1/100 и адрес з/уч.? Если не конкретизирована доля, то нужно смотреть, что там вообще делать с правовой точки зрения.
Также мы должны учесть, что согласно Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 30.04.2021) “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” и ст. 27 Земельного кодекса РФ земли сельхозназчения имеют ограничения в обороте. Просто так Вы не имеете право продавать доли сельхоззмели и/или участки сельхозземли.
На всякий случай тут информацию располагаю. Т.е. за 580 руб. можно получать информацию о зарегистрированных правах и о переходе прав (там буду даты заключения договоров и их названия).
Росреестр и Минцифры запустили новый электронный сервис. Организации и граждане, у которых есть учетная запись на портале госуслуг, могут получить электронные выписки:
об объекте недвижимости. Стоимость для юрлиц — 700 руб., для физлиц — 350 руб.;
о его основных характеристиках и зарегистрированных правах. Стоимость для юрлиц — 820 руб., для физлиц — 290 руб.;
о переходе прав на объект. Стоимость для юрлиц — 580 руб., для физлиц — 290 руб.
Напомним, что с 30 апреля действует новая редакция Закона о госрегистрации недвижимости.
Это замечательно, теперь осталось получить информацию об обременениях. Что можно снять, то снять, что нельзя думать. Самый быстрый способ - из выписки. Вы видите, что их 3 вида.
Кроме того, никаких ограничений моего права нет. Во второй названной выписке более тридцати ограничений, в том числе 20 арестов, зарегитрированных в разные годы начиная с 2011г… Как Вы думаете, возможно ли, что мне не было бы о них известно? Эти ограничения не имеют ко мне отношения. Поэтому их нет в первой названной выписке.
С какого года Вы владеете? Может это раньше было наложено. Самое частое - это когда брали под з/уч. кредит, кредит отдали и с банком ОК, а банк “забыл” снять обременение. Могут быть ошибки в работе приставов, гадать сложно. И да, главное и самое вероятное по подпункту 2 п. 6 ст. 6 федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” Росреестр мог наложить обременение в случае судов, когда один из сособственников (еще до разделения или выделение земли) решил продать свой земельный участок в нарушении процедуры ст. 5 указанного закона, там могли возникнуть автоматически обременения…
Тут важно видеть историю формирования з/участка. Так можно долго гадать, все очень вероятно.
Может быть сбой какой-то с базами, такое в Росреестре было и не один раз. Самое надежное, конечно, это копия у Вас межевого дела и отчета опытного оценщика.
Заказать - не проблема.
Проблема, что нотариус получил выписку “О правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости” и на том дело встало.
Тогда иначе сформулируйте вопрос от себя, а не от нотариуса. В чём у Вас именно сложности? Для оценки правовой стороны все равно важны в первую очередь правоустанавливающие документы, выписки и реестр, при всем уважении, важны, но вторичны.
Он должен получить выписку из ЕГРН в подтверждение того, что земельный участок находится в собственности продавца и в отношении его не зарегистрировано никаких обременений - ареста и т.п.
Нотариус это делает сам и не имеет права это требовать от Вас.
Эти сведения содержатся в выписках (как минимум) двух разных форм, названных выше.
Для наследственного дела нотариус получил выписку ““Об основных характеристиках и зарегистрированных правах…”:
Это было в прошло году.
Этой весной по моему запросу такая выписка получена повторно. Теперь в ней собственник я, и по-прежнему указана только аренда. Одновременно по запросу нотариуса получена выписка по другой форме:
Как результат
Поэтому вопрос: для целей нотариального оформления купли-продажи доли в праве собственности на с/х участок какую выписку должен получить нотариус? Выписку “Об основных характеристиках и зарегистрированных правах…”? Или же это обязательно должна быть выписка “О правах отдельного лица…”? Или выписка по какой-то другой форме?
Да, формы менялись, т.к. в этом году сильно поменялся закон. Цитирую актуальный путеводитель
Шаг 1. Подготовьте необходимые документы
Для оформления сделки купли-продажи земельной доли потребуются следующие документы (п. 2 ст. 250 ГК РФ; ч. 1, 2 ст. 14, ч. 8 ст. 18, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 28, ч. 4 ст. 42, ч. 1, 3 ст. 47 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ):
правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, согласно которым земельная доля принадлежит продавцу. Такими документами, в частности, могут являться: свидетельство о праве на земельную долю, выданное до 31.01.1998; выписка из решения органа местного самоуправления, принятого до 31.01.1998, о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющая право на земельную долю; свидетельство о государственной регистрации прав, выданное до 15.07.2016; выписка из ЕГРН (до 01.01.2017 - ЕГРП), выданная после 15.07.2016; свидетельство о праве на наследство;
если участников общей долевой собственности больше пяти - документ, удостоверяющий право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, или документ, подтверждающий право покупателя земельной доли на использование указанного земельного участка;
если участников общей долевой собственности пять или меньше - документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о продаже доли, и, если имеются, документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли;
документы, удостоверяющие личность продавца и покупателя;
документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия (если сделка совершается представителем).
Аренда есть? Кто и у кого арендует землю? Т.е. сейчас это единственное обременение?
Правоустанавливающие доки есть. Их проверял нотариус, выдавший мне свидетельство о праве на наследство и через пару дней получивший выписку “Об основных характеристиках…” в которой я собственник.
Участок уже десять или более лет арендован акционерным обществом для сельскохозяйственной деятельности. Арендатор ежегодно выдает собственникам земельных долей в качестве оплаты небольшое количество сельхозпродукции ( небольшое в среднем на одного собственника земельной доли, поскольку их 200-300 человек).
Согласно выписке “Об основных характеристиках…”, единственным обременением является договор аренды. Других записей об обременениях или ограничениях в выписке нет.