Казахская компания оказывает услуги компании из Польши услуги по обработке информации на своем оборудовании, которое располождено в РФ

Казахская компания (зарегистрирована и работает в Казахстане) оказывает услуги компании из Польши (зарегистрирована и работает только в Польше) услуги по обработке информации на своем оборудовании, ввезенным на тарритори. РФ. Оборудование обслуживает российская организация.

  1. Приводит ли нахождение и использование оборудования Казахстанской компании к постоянному представительству на территории России?
  2. Если приводит, то какие налоговые обязательства возникают у Казахстанской компании?
  3. Какие налоги возникают в России при отсутствии необходимости регистрации постоянного представительства в России?
  4. Может ли Казахстанская компания применить пункт 14 статьи 306 Российского Налогового кодекса, где указано, что деятельность иностранной организации по оказанию услуг в электронной форме (предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности) сама по себе не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации?

При ответе прошу сослаться на нормативные акты.

Добрый день
Где находится ввезенное оборудование? Арендуется помещение?

Оборудование в РФ. Помещение арендуется у РФ, интерент-трафик, электричество и текущий ремонт (при необходимости) тоже со стороны РФ за отдельную плату.

Место реализации услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, определяется по месту нахождения покупателя таких услуг. Поскольку покупатель в Польше, то значит российского НДС не будет.
Что касается налога на прибыль. Определение термина “постоянное учреждение (представительство)” для целей применения Соглашения об избежании двойного налогообложения с Казахстаном приведено в статье 5 этого соглашения.
Согласно условиям этой статьи под представительство ваша ситуация никак не попадает.
Поэтому налогом на прибыль в России эта деятельность не облагается. Потому что деятельности на территории России не ведется.

Меня смущает факт того, что большая часть оборудования будет располагаться на территории РФ, хотя она и будет в собственности казахов.
Не возникнте ли у казахов обязанность образовать в РФ постоянное представительство (п. 2 ст. 306 НК РФ)?
Ведь через свое оборудование на арендованной ферме (иное место деятельности) они будут осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной [пунктом 4 настоящей статьи.
А п. 4 ст. 306 НК гласит, что факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных [пунктом 2] настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:
4)) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

Если формирование криптовалюты основная деятельность, то нужно открывать представительство?

Конечно п. 14 ст. 306 гласит:
Оказание иностранной организацией услуг, указанных в [пункте 1 статьи 174.2] настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

Но насколько криптовалюта подходит под п. 1 ст. 174.2?

Т.е. речь идет о майнинге криптовалюты? В российском законодательстве эта деятельность хоть и не запрещена, но никак не описана и не классифицирована.

Не подходит, потому что речь не идет о деятельности подготовительного и вспомогательного характера.

Казахстанская фирма вообще не ведет деятельность на территории России. Все её работники работают в Казахстане по законам этой страны. Там же фирма платит налог с доходов по своим законам. Договоров с российскими лицами на майнинг у фирмы нет.

Сам факт размещения какого-то оборудования в нашей стране не приводит к обязанности открывать представительство и не свидетельствует о ведении деятельности на территории России. Деятельность ведь не оборудование ведет, а люди.
И если все-таки вернутся к Соглашению с Казахстаном, то там написано:
2. Термин “постоянное учреждение”, в частности, включает:
а) место управления;
б) отделение;
в) контору;
г) фабрику;
д) мастерскую;
е) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Размещения оборудования в арендованном помещении в этом списке нет.

Хорошо, спасибо.

Позвольте уточнить ситуацию и выводы еще раз:

В рамках договора с Российской компанией об оказании услуг колокации/обслуживания оборудования, Казахстанская компания планирует ввезти часть собственного вычислительного оборудования (майнеры) на территорию России. Другая часть будет находится и работать в Казахстане.

Российская компания будет оказывать свои услуги по обслуживанию вычислительного оборудования, принадлежащего Казахстанской компании: размещение оборудования на полках в майнинговой ферме, подключение оборудования к электричеству, интернету, обеспечение охраной, текущий ремонт (ремонт при необходимости). Договор об оказания заключен на один календарный год с правом пролонгации.

Все данные и плоды, которые будет производить оборудование на территории России будут принадлежать Казахстанской компании и передаваться Польскому юридическому лицу.

Вывод:.

  1. размещение оборудования не является основанием для открытия представительства. Основания для открыти прописаны только в ст. 306 НК РФ или есть кроме НК есть и разъясняющие письма Минфина?
  2. местом реализации не является РФ. Чем еще, кроме ст. 148 НК РФ это можно обосновать? Есть ли разъясняющие письма Минфина по криптовалюте.
  3. Каковы базовые нормативные акты по майнинговым фермам и криптовалюте в РФ?

Пока все. Заранее спасибо за ответ.

  1. Письма Минфина не могут вводить какие-то либо основания. В своих письмах Минфин ссылается на статью 306 и на Соглашения об избежании двойного налогообложения с конкретными странами.

  2. Чтобы в принципе местом реализации могла быть Россия, нужно как минимум одно из условий - компания физически ведет деятельность на территории нашей страны (то есть её работники присутствуют тут) или покупатель/продавец является российской компанией. Ни одно из этих условий не соблюдается. Нет никаких оснований считать, что деятельность ведется на территории России. Ни для налога на прибыль, ни для НДС.
    Т.е. разбираться кто и какие налоги платит в вашем случае будут компании Польши и Казахстана между собой по законам своих стран.

  3. Нет никаких нормативных актов по криптовалюте и тем более майнингу. Совсем нет. Эта деятельность на территории России никак не регулируется до сих пор.

Спасибо. В целом смысл ситуации мне понятен. Но я бы хотела разобраться в теме с майнинг фермамий получше. Накопала базовые документы по этой теме. Если остануться неясности, то позвлю себе уточниться.