Налог на доходы иностранного юридического лица Нидерланды, полученного в 2022 году

Добрый день.
В 1 кв2022 года российская организация выплачивает доход компании Нидерландов в виде штрафных санкций за простой транспорта (поставка морем) в рамках договора поставки товаров.
Вопрос: возникает ли у российской организации обязанность по удержанию налога на доходы иностранных юридических лиц в соответствии ст. 309 и 310 НК РФ и факта денонсации Соглашения между Россией и Нидерландами с 01.01.2022 года. Если да, то по какой ставки налога?

1 лайк

Добрый вечер, Жанна.
Приветствую Вас в сообществе Клерка!

Все доходы, выплачиваемые российскими компаниями иностранным контрагентам в связи с международными перевозками (в том числе демередж - это ведь как раз та ситуация, о которой речь в Вашем вопросе?), облагаются налогом на доходы в соответствии с пп. 8 пункта 1 статьи 309 по ставке 10 % (пп. 2 пункта 2 статьи 284 НК).
Поскольку соглашение между Россией и Нидерландами с 01.01.2022 денонсировано, применить к Вашей ситуации положение об избежании двойного налогообложения теперь нельзя.
Налог необходимо удержать при каждой выплате дохода и не позднее следующего дня перечислить в бюджет (пункт 2 статьи 287 НК)

Добрый день!
хотелось бы уточнить, применяется ли данный пункт к нашей ситуации, а именно компенсация расходов по простою транспорта происходит в рамках договор поставки товаров, где по условиям поставки Поставщик несет расходы по доставке? Доставка может осуществляться морским транспортом и автомобильным транспортом. Соответственно Нидерландский Поставщик выставляет требование о компенсации простоев как 1) за автомобильный транспорт так и 2) связанный с доставкой морем. Правильно ли мы понимаем, что во втором случае мы можем применить определение “демередж” и к ней ставку налога на прибыль 10% пп.2 п 2 ст.284 НК? Какую норму мы должны применить в ситуации по п 1)?

Жанна, извините, пожалуйста, за задержку с ответом.
Если я правильно понимаю то уточнение, которое Вы привели, договора (или отдельного пункта о перевозке в рамках договора поставки) на международную перевозку нет. То есть в силу договора поставки иностранный контрагент должен доставить груз в указанный пункт. С точки зрения нашего Гражданского кодекса это статьи 506, 509, 510. При этом договором поставки установлена обязанность покупателя компенсировать поставщику простой (задержку выгрузки) при доставке автомобильным и морским транспортом.
При таких договорных отношениях плату за простой транспорта (и морского, и автомобильного) нельзя рассматривать как демередж, поскольку нет договора международной перевозки.
Налоговые последствия такой ситуации зависят от того, как, исходя из условий договора, трактуется выплата при простое :

1.Если это санкции (штрафы) по договору поставки, то они подлежат обложению в соответсвии с пп. 9 п. 1 статьи 309 НК. Налог удерживается источником выплаты по ставке 20 % (пп. 1 п. 2 статьи 284 НК).

  1. Если в договоре поставки установлены нормы времени разгрузки (простоя ), и в случае их превышения Покупатель обязан возместить Поставщику убытки, то уплата таких сумм является не штрафом, а компенсацией расходов (убытков) Поставщика , понесенных по контракту. То есть это не отдельный вид доходов иностранного контрагента, а сумма выплаты в рамках договора поставки. Такие суммы не подлежат налогообложению у источника выплаты, поскольку в соответсвии с пунктом 2 статьи 309 НК доходы, полученные иностранной компанией от продажи товаров (за исключением недвижимости и ценных бумаг), не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.