Законодательный акт в бухучете только один - Федеральный Закон о бухгалтерском учете. В законе нет конкретных положений, регламентирующих порядок оценки активов. Поэтому в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008, руководствуемся нормативными актами: МСФО, ПБУ, ФСБУ, рекомендациями в области бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 39 ПБУ 14/2007, нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. То есть в данном случае актив учитывается по первоначальной стоимости за балансом. На счете 97 ведется учет расходов, а не балансовой стоимости актива.
Поэтому я считаю, что к учету в составе НМА нужно принимать именно актив –«Нематериальные активы, полученные в пользование», который по прежним правилам числился за балансом.
Принятие на баланс нового НМА по его исходной первоначальной стоимости с одновременным отражением начисленной амортизации (в размере расходов, списанных со счета 97) обеспечит достоверную оценку балансовой стоимости признанного актива.
Признание в качестве первоначальной стоимости вновь признанного НМА текущей балансовой стоимости объектов, которые ранее таковыми не являлись, лишит пользователей бухгалтерской отчетности (как сейчас, так и в последующем) информации о реальной первоначальной стоимости и накопленной амортизации НМА. На это обращает внимание, в частности, Рекомендация Р-155/2023-КпР «Переход на ФСБУ 14/2022 “Нематериальные активы”».
Что касается применения стоимостного лимита, то смысл его введения – исключить операции с несущественными (во всех отношениях, а не только по стоимости!) активами и реализовать таким образом принцип рациональности ведения бухгалтерского учета. Существенный актив или не существенный определяется его влиянием на все формы и все показатели бухгалтерской отчетности. Поэтому если вводится стоимостной лимит, то оценка потенциальный активов (или расходов) ведется по первоначальной стоимости, поскольку только так можно оценить потенциальное влияние не только на баланс (где видна именно балансовая оценка), но и на отчет о финансовых результатах и на движение денежных средств.
Поэтому тот факт, что к моменту перехода на ФСБУ 14/2022 часть стоимости полученных ранее прав на результаты интеллектуальной деятельности уже списана, не должна, по моему мнению, влиять на оценку существенности или не существенности данного актива при сравнении его стоимости с установленным стоимостным лимитом.
Никаких четких законодательных или нормативных правил в этом отношении нет.
Я высказываю и обосновываю свое профессиональное суждение.
Ваше или чье-то иное профессиональное суждение может быть иным.