Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как ИП без работников на ПСН, открыть второй магазин с работниками. Вся сложность в том, что этот магазин на сегодня держит другой ИП, но в связи с ухудшением здоровья, хочет передать этот бизнес другому ИП-родственнику, который уже держит подобный магазин розничной продажи.
Добрый день.
У вас вопрос в том, как магазин передать от одного ИП другому? Помещение в собственности или аренде? Товар тоже будет передаваться?
Да, вопрос в том, как магазин передать от одного ИП другому, а именно сыну. Помещение, в котором магазин, принадлежит жене ИП, и оформлено как жилое. ТОвар тоже будет передаваться. ИП на патенте.
Приветствуем вас, Ирина!
Если тут сын, то можно теоретически подарить жилье, в котором бизнес, поскольку близкие родственники не будут платить НДФЛ. Хотя ваше жилое помещение используется в бизнесе и тут, конечно, могут возникнуть споры с ФНС. Минус еще в том, что и даритель, и одаряемый являются ИП.
Добрый день. А в чем минус?
У продающего (дарящего) ИП нет вида деятельности (ОКВЭД) для продажи недвижимости, верно? А это означает, что сделку можно трактовать как выгодно налоговикам.
С другой стороны, оба ИП, и это означает, что должен быть коммерческий интерес сделки, у них есть основания для доначисления: ст. 54.1 и ст. 105.1 НК РФ.
Но самое главное, что в таких ситуациях суды давно стоят на стороне налоговиков. То есть споры практически бесполезны. Там доказать, что это жилое или, наоборот, де-факто нежилое (там ведется бизнес), весьма легко, и это открывает путь для любых трактовок.
Добрый день, Александр. Помещение принадлежит жене ИП, здесь будут минусы. И еще, какие конкретно обязательные документы нужны для регистррации нового магазина ИП. Спасибо.
Ей же не платили арендную плату? Значит помещение фактически использовалось в бизнесе ИП и его жены. При продаже коммерческой недвижимости начисляется НДФЛ.
Новый продавец должен иметь в собственности эту недвижимость или арендовать, он должен иметь соответствующие ОКВЭДы.
Далее, нужно смотреть, что это за бизнес. Например, если торговля маркированным товаром, это также нужно учесть.
Добрый день. Магазин розничной продажи продуктов питания, такой ОКВЭД у нового ИП есть.
По поводу помещения-если арендовать помещение, какие минусы? ИП на патенте и УСН, по УСН нулевая отчетность. Аренда помещения повлияет на систему налообложения? например, надо будет что-то учесть по УСН?
Минусов или рисков тут много. Если это жилое помещение, то в любой момент МЧС (пожарники) или СЭС (Роспотребнадзор) могут просто закрыть этот магазин. Поэтому нужно помещение переводить в нежилое, а это сейчас по ЖК РФ усложнилось, зачастую нужно согласие 2/3 собственников МКД от списочного состава, а это непросто.
Другой риск заключается в том, что вы получаете арендную плату и до сих пор не являетесь ИП. Судебная практика говорит о том, что в этих случаях ФНС может даже доначислить НДС за 3 года, а это штрафы, пени, налоги.
То есть, это мы пишем только “на поверхности”, посоветовать что-то в такой ситуации однозначно нельзя, так как в любом случае будут потери. Какие соглашения заключать с собственниками и какие риски они примут, это нужно очень тщательно анализировать, вести переговоры, смотреть документы. Это в принципе не бухгалтерский вопрос, а больше относящийся к общему бизнесу и праву.
Мы рекомендуем вам пока не обсуждать режимы налогообложения и частные вопросы, пока не будут решены более общие вопросы прав собственности и организации бизнеса.
Александр, спасибо за ответы, я поняла, что с помещением проблемы, будем решать, но для полноты картины, мне надо знать какие конкретно документы нужны будут для регистрации новой торговой точки: регистрация как ИП, ОКВЭД, договор аренды или помещение в собственности, зарегистрировать кассу, что еще?. И если помещение будет в аренде, не скажется ли это на системе налогообложения ИП на патенте?
Нормативные документы для открытия магазина розничной торговли
После государственной регистрации торговой точки потребуется собрать пакет документов. В первую очередь необходимо будет оформить следующие документы:
- Договор об аренде помещений под торговую зону и склад
- Договор на утилизацию и вывоз отходов
- Заключение от Пожарной инспекции
- Разрешение Санэпиднадзора
- Трудовые договоры с сотрудниками и должностные инструкции
- Алкогольную лицензию, если планируете продавать спиртные напитки (только для ООО)
- Разрешение на размещение рекламы от местных органов самоуправления
Также в самом торговом зале необходимо сделать специальный стенд для покупателей. Здесь должен находиться текст закона «О защите прав потребителей», номера телефонов контролирующих организаций и экстренных служб, сертификаты на товары, а также Книга отзывов и предложений.
Часть документов связана с использованием контрольно-кассовой техники:
- Технический паспорт ККМ и договор на обслуживание
- Регистрационная карточка
- Журнал кассира
ККМ необходимо обязательно зарегистрировать в ФНС. Для этого потребуется заявление, паспорт кассового аппарата и договор о технической поддержке. Карточка регистрации будет готова через 5 рабочих дней после обращения.
Перед открытием розничной торговой точки нужно уведомить Роспотребнадзор.
Как отправить уведомление:
- Передать лично
- Отправить по почте с вложением описи
- Подать на Едином портале госуслуг в электронном виде (в этом случае потребуется заверить документ электронной подписью)
Подписывая уведомление для Роспотребнадзора, вы заявляете, что помещение и торговое оборудование соответствуют установленным нормам. При этом в график плановых проверок магазин может быть включен не ранее, чем через 3 года после открытия. Эту информацию можно уточнить на сайтах Роспотребнадзора и Пожарной инспекции.
Это примерный список. Также, если у вас есть торговля маркированной продукцией, в этом случае потребуется дополнительная регистрация в “Честном знаке”.
Александр, спасибо, за такой полный ответ.