Добрый день!
Упрощенный порядок могут использовать СМП (субъекты малого и среднего предпринимательства), которые:
- не являются плательщиком налога на добавленную стоимость или освобождены от его исчисления и уплаты;
- не имеют в собственности недвижимое имущество и транспортные средства;
- не находятся в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;
- завершили расчеты с кредиторами 1-ой очереди (п. 1 ст. 64 ГК РФ - требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения);
- исполнили обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- не являются банкротом (отсутствуют сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
Если юридическое лицо соответствует указанным критериям, и в ЕГРЮЛ не содержатся сведения о нем, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, то можно начать упрощенную процедуру прекращения деятельности.
ООО надо уплатить все налоги, предусмотренные федеральным и местным законодательством для его вида деятельности, произвести расчет с работниками и подать сведения по уволенным работникам.
По сути, ООО сдает ту же отчетность, что и обычно при ликвидации: налоговые декларации, 6-НДФЛ и справки о доходах, РСВ, ЕФС-1 с разд. 2. и подразделом 1.2.
По поводу необходимости сдавать ликвидационный баланс пока официальной позиции нет. ФЗ от 13.06.2023 № 249-ФЗ такую обязанность для юридических лиц не предусматривает.
По срокам сдачи отчетности, исходя из текста п. 5 ст. 23.1 ФЗ “О государственной регистрации…” № 129-ФЗ
В заявлении подтверждается, что расчеты с кредиторами юридического лица из числа указанных в пункте 1 статьи 64 ГК РФ завершены, все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица, произведены и юридическое лицо не позднее чем за один рабочий день до дня исключения его из единого государственного реестра юридических лиц исполнит установленные обязанности по представлению предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах документов отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
следует, что:
- расчеты с кредиторами 1-ой очереди и работниками должны быть завершены на момент подписания заявления (форма Р19001, которая уже разработана и проходит процедуру утверждения);
- отчетность должна быть представлена, а налоги уплачены на последний день истечения срока три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Для понимания, хронология упрощенной процедуры (при выполнении всех условий) следующая:
ООО обращается в налоговый орган с заявлением Р19001, налоговый орган в течение 5 рабочих дней принимает решение о предстоящем исключении ООО из ЕГРЮЛ (если все условия выполняются) и вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также публикует в Вестнике гос.регистрации решение о предстоящем исключении и сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения кредиторами или иными лицами.
В течение 1 рабочего дня после публикации в Вестнике на официальном сайте регистрирующего органа в сети “Интернет” размещаются сведения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
На представление возражений законом установлен срок 3 месяца со дня опубликования решения в Вестнике гос.регистрации.
Если в течение 3 месяцев возражения от кредиторов не поступят, юридическое лицо исключается из реестра.
Пока не очень понятно, как на практике налоговая будет оценивать для упрощенной процедуры информацию об исполнительных производствах - при обычной ликвидации например могут сделать приостановку при наличии “древних” исполнительных, по которым для налоговой прекращение исполнительного производства оказалось неочевидным.