Утилизация оборудования. Штрафные санкции

Какие санкции предусмотрены для юридического лица, которое списало, но не утилизировало должным образом офисное и компьютерное оборудование (коммутаторы, телефоны, смартфоны, МФУ, серверы, ПК и ноутбуки)?
Есть ли налоговые риски при списании и отсутствии документального оформления уничтожения оборудования.

Приветствуем вас!

Перед утилизацией компьютерной техники невозможность ее дальнейшего использования и нецелесообразность ремонта определяются, как правило, комиссией. В ее состав могут входить главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Данный порядок, по нашему мнению, следует соблюдать также в случае, если стоимость техники была несущественна и она была учтена в расходах (п. п. 4, 5, 40 ФСБУ 6/2020 “Основные средства”, утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н, п. 7.4 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
В компетенцию данной комиссии может входить:

  • осмотр компьютерной техники, подлежащей списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление пригодности к дальнейшему использованию;
  • установление причин списания техники (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование техники);
  • возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе компьютерной техники цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;
  • составление акта на списание объекта (списание техники может оформляться актом, например, по форме ОС-4 или форме, разработанной самостоятельно и утвержденной в учетной политике).

Также там возникают вопросы с драгметаллами, которе есть в материнских палатах и оборудовании.

С точки зрения бухучета и налогового учета принятые к расходам на утилизацию и стоимости оборубованию подлежет восстановлению, также возникают налоги, пени и штрафы, также могут быть привлечено руководство к ответственности за искажение учета и установленного законоами порядка.

Но более серьзная ответственность и риски возникают в связи с тем, что в стане действует - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (ред. от 04.08.2023).

То, что вы обязаны были утилизировать - есть отходы, вам нужно было вести паспорта отходов, иметь отчетность, если вы сами утилизиуете, также иметь документы на утилизацию, также подавать отчеты и декларации по эколгии и платить экологический сбор и иные платежи.

Описать все это сложно в коротком сообщении, но проще поручать утилизацию оргтехники специлизирующимся организациям, это дешевле и проще.

Вопрос ответственности тут тоже непростой по ст. 6.35 КоАП РФ ответственность для юридических лиц - от 250 до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По ст. 8.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Мы рекомендовали бы вам обратиться в соответствующие организации, чтобы все это оформить правильно, т.к. если станет изветна информация, штрафы будут очень большими, ка вы видите, мы привели нижние планки ответственности.

Строго говоря, это вообще не вопрос налогового и бухучета.

Просьба более подробно прокомментировать вот эту фразу (непонятно): «С точки зрения бухучета и налогового учета принятые к расходам на утилизацию и
стоимости оборудованию подлежат восстановлению, также возникают налоги, пени и штрафы, также могут быть привлечено руководство к ответственности за искажение
учета и установленного законами порядка.»

Если вы списали в расходы “утилизированную” технику и при этом нет у вас стандартных документов на утилизацию, то все эти расходы подлежат восстановлению, т.е. если вы их приняли, то получается неправомерно.