Валютный контроль Белоруссия

Добрый день, планируется заключить договор с белорусским ИП на оказание продюсерских услуг, сумма расчетов составить более 6 млн рублей. какие особенности валютного контроля? какие возможные последствия и можно ли работать с белорусским ИП для вэд по договору простого товарищества при оказании информационых услуг

Приветствую вас, Ольга!

РФ, Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан являются членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

В ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование (ст. 1 ТК ЕАЭС).
Территории государств - членов ЕАЭС составляют таможенную территорию ЕАЭС, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и меры нетарифного регулирования, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), ст. 5 ТК ЕАЭС).

Таким образом, при заключении контракта на поставку товаров, являющихся в соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товарами ЕАЭС, из России в Белоруссию отсутствует необходимость декларировать вывозимые товары и уплачивать в отношении них вывозные таможенные пошлины. Меры нетарифного регулирования также не применяются.

Также нужно учитывать, что регулирование услуг посвящен радел XV Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 05.08.2021) (далее - “Договор”)

Ст. 65 Договора определено, что:

Целью настоящего раздела является обеспечение свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в рамках Союза в соответствии с условиями настоящего раздела и приложения № 16 к настоящему Договору.
Правовые основы регулирования торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах определяются приложением № 16 к настоящему Договору.

Протоколом о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе) определены термины и принципы работы и сотрудничества, связанными с услугами, в том числе продюсерской деятельности.

Этот документ нужно изучить, т.к. там очень много преференций, он достаточно объемный, если вы собираетесь работа во ВЭД, то это нужно сделать.

Также важно отметить, что при этом отсутствие декларирования вывозимого товара или оказываемых услуг не отменяет заключения внешнеторгового контракта, постановки его при необходимости на учет в уполномоченном банке, правильного оформления товаросопроводительных и транспортных документов.

Заключенный между сторонами внешнеторговый контракт подтверждает совершение сделки с товарами. В нем отражаются условие о поставляемом товаре, цена товара, момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю и прочие условия.

Учет экспортного контракта в банке

Резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, сумма обязательств по которому равна или превышает эквивалент 10 млн руб., должен осуществить постановку контракта на учет в уполномоченном банке (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления” (далее - Инструкция)).

Организации-экспортеру, чтобы поставить контракт на учет, достаточно представить в банк общие сведения об экспортном контракте: вид, валюту экспортного контракта, сумму обязательств, предусмотренную контрактом, дату завершения исполнения обязательств по контракту, а также реквизиты нерезидента: наименование и страну (п. 5.4 Инструкции).
Экспортный контракт в этом случае должен быть представлен резидентом-экспортером в банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком (п. 5.10 Инструкции).

Для импортных контрактов или кредитных договоров сумма для регистрации составляет 3 млн рублей.

Применение косвенных налогов

При экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее - Протокол)). Российская организация, экспортирующая товары в Белоруссию, не вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС (Письмо Минфина России от 09.01.2019 № 03-07-13/1/24).

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (их копии), предусмотренные п. 4 Протокола:
• договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
• заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме (Приложение 1 к Протоколу от 11.12.2009 “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов”).
Указанное заявление российской организации - экспортеру представляет налогоплательщик государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары;
• транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

При этом транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза, могут не представляться одновременно с налоговой декларацией в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной международным межведомственным договором (п. 1.3 ст. 165 НК РФ).

Форма перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, Порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@.
Представлять в налоговые органы выписку банка в указанном пакете документов не требуется (Письмо Минфина России от 13.11.2018 № 03-07-13/1/81506).
В случае помещения экспортируемых товаров на территории Белоруссии под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в пакете документов, предусмотренных п. 4 Протокола, в налоговый орган РФ представляется заверенная таможенным органом Белоруссии копия таможенной декларации (Письмо Минфина России от 03.09.2019 № 03-07-13/1/67696).

Представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров

Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Статистическая форма учета перемещения товаров не представляется, в частности, в отношении товаров, не подлежащих учету в соответствии с Методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств - членов Союза, утверждаемой Комиссией, товаров, подлежащих декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации, товаров, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, а также отдельных категорий товаров, определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 2, 2.1 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, Приказ ФТС России от 03.06.2019 № 901, Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 891).
Статистическая форма может быть представлена только заявителем (лицом, обязанным в соответствии с законодательством представлять статистическую форму) (Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 27-01-23/76454).

За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена административная ответственность по ст. 19.7.13 КоАП РФ.

Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891 (далее - Правила)).

Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев нахождения товаров, временно ввезенных в РФ на срок менее 1 года, в РФ в течение 1 года и более (п. п. 7, 9 Правил).

Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (п. 10 Правил).

Стоит отметить, что Российская Федерация и Республика Беларусь заключили Договор о гармонизации таможенного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и сотрудничестве в таможенной сфере (применяется с 15.03.2022 и вступает в силу в соответствии со ст. 13 Договора о Евразийском экономическом союзе), который, в частности, предусматривает сотрудничество в виде информационного взаимодействия и взаимного обмена сведениями в том числе из форм статистических документов о взаимной торговле сторон.

Также важно учитывать, что подпунктом “б” п. 2 Указа Президента РФ от 18.03.2022 № 126 (ред. от 23.11.2022) “О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования” установлено:

Запретить до 31 декабря 2023 г. включительно осуществление без получения разрешений Центрального банка Российской Федерации операций:

б) по взносу резидентом нерезиденту в рамках выполнения договора простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности).

Относительно простого товарищества и продуцирования нужно знать больше информации, чтоб ответить более конкретно.