Импорт товара из киргизии по договору комиссии

Организация в Киргизии по агентскому договору передает товар ИП на УСН 15%, который мы отгружаем на маркетплейс. Право собственности на товар не переходит, но мы действуем от своего имени.
Договор агентский между нами и организацией из Киргизии, передача товара нам какими сопроводительными документами должна быть оформлена. Данное сотрудничество будет облагаться НДС и кто его будет платить? Прохождение товара через границу - какие документы и кому предоставлять, сколько платить и за что? Если это надо будет. После реализации товара - по какому отчёту на маркетплейсе определить сумму вознаграждения. Какой отчёт сформировать для организации в Киргизии?

Добрый день.

В части НДС:

Если товары, реализуемые комитентом через российского комиссионера российским покупателям - физическим лицам, импортируются в РФ из Республики Кыргызстан либо были ранее импортированы в РФ из Республики Кыргызстан и находятся на складе российского комиссионера, то НДС при импорте товаров в РФ не уплачивается ни комиссионером, ни собственником товара (физлицом-покупателем).

Обоснование: Порядок применения НДС во взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) регламентируется ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся Приложением N 18 к Договору.

Согласно п. 13.3 разд. III Протокола, если товары реализуются налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС через комиссионера, поверенного или агента налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС и импортируются с территории первого государства - члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, комиссионером, поверенным или агентом.

В соответствии с п. 13.4 разд. III Протокола, если налогоплательщик одного государства - члена ЕАЭС приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата налога на добавленную стоимость осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, комиссионером, поверенным, агентом (в случае если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).
НК РФ уплата НДС при импорте товаров в РФ с территории другого государства - члена ЕАЭС комиссионером, поверенным или агентом не предусмотрена.

По смыслу пп. 2 п. 6 ст. 72 Договора физические лица, приобретающие товары не для предпринимательской деятельности, не признаются плательщиками НДС при импорте таких товаров в РФ с территории государств - членов ЕАЭС.

Следовательно, если товары, реализуемые комитентом через российского комиссионера российским покупателям - физическим лицам, импортируются в РФ из Республики Кыргызстан либо были ранее импортированы в РФ из Республики Кыргызстан и находятся на складе российского комиссионера, то НДС при импорте товаров в РФ не уплачивается ни комиссионером, ни собственником товара.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено п. 10 ст. 174.2 НК РФ.

Пунктом 3 разд. II Протокола предусмотрено, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Из положений ст. 147 НК РФ следует, что местом реализации товара признается территория РФ, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ. Если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится за пределами территории РФ, то местом реализации такого товара территория РФ не признается.
Товары киргизского комитента в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на территории Республики Кыргызстан, если они доставляются российскому покупателю - физическому лицу как со склада на территории Республики Кыргызстан, так и со склада российского комиссионера на территории РФ, на который они ранее были доставлены комитентом из Киргизии.

Таким образом, территория РФ местом реализации товаров, импортируемых в РФ из Республики Кыргызстан, либо ранее импортированных в РФ из Республики Кыргызстан и находящихся на складе российского комиссионера, не признается и реализация таких товаров российским комиссионером по поручению киргизского комитента российским покупателям - физическим лицам объектом налогообложения НДС в РФ не является.
Российский комиссионер в данном случае налоговым агентом по НДС в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ не признается.

Данные выводы соответствуют Письмам Минфина России от 18.01.2021 N 03-07-13/1/2653, от 23.07.2019 N 03-07-14/54833, от 17.08.2016 N 03-07-13/1/48093, письму ФНС от 22.06.2016 N СД-4-3/11091)

Так как республика Кыргызстан входит в список членов ЕАЭС, то товары, произведенные на территории Союза или законно ввезенные в Союз (приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с ТК ЕАЭС), признаются товарами Союза и свободно перемещаются между государствами - членами Союза.
то перемещение груза внутри союза не требует заполнения и представления таможенных деклараций и уплаты таможенных пошлин и не применяются другие меры таможенно-тарифного регулирования и меры нетарифного регулирования, ограничивающие взаимную торговлю.
Следует учитывать, что в Российской Федерации при взаимной торговле товарами с государствами - членами Союза предусматривается представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Также следует учесть, что если товар входит в перечень прослеживаемых товаров или товаров, подлежащих маркировке, то требуется обеспечить соблюдение условий данных законов.

Что касается оформления документов при перевозке товара.
В данной ситуации могут оформляться транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров из страны ЕАЭС на территорию РФ в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. Это могут быть их первичные документы, предусмотренные национальным законодательством либо это могут быть принятые в международном формате документы, например, CMR-накладные, авиационные накладные (Air Waybill-AWB), железнодорожные накладные (Письмо ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@)

Так как форма отчета предусмотрена договором с маркетплейсом - то указанную информацию необходимо устанавливать исходя из условий договора с этим маркетплейсом.

Данную информацию необходимо урегулировать в договоре с продавцом. Для вас, как для комиссионера важным будет урегулировать еще также следующие моменты:

  • порядок перехода права собственности на продаваемый товар
    -порядок передачи товара перевозчику.