Международная перевозка на условиях Слот-чартера

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста
Мы арендуем судно. Перевозим контейнеры клиентов международные перевозки по договорам транспортной экспедиции.
Бывает мы перевозим грузы «на слотах»
Это отличается от обычной перевозки тем, что мы продаем место под перевозку 50 контейнеров
Вопросы:

  1. Для того, чтобы применять 0% мы в любом случае работаем по договору ТЭО. При перевозке на слотах клиент выпускает сам коносамент. Бывает огромное количество.
    Вопрос нужны ли нам вообще эти их коносаменты ? Мы тратим много времени на то, чтобы их получить и внести информацию. На сколько я обсудила с юристом, мы как перевозчик можем выпускать Way bill , и его предоставлять в налоговую для подтверждения ставки ндс 0% и их коносаменты нам не нужны. ? В 165 ст НК же нет уточнения какая именно накладная нужна, главное чтобы был указан пункт отправления и назначения
  2. По порожним контейнерам и незанятой площади ндс 20% правильно я понимаю ?
  3. В 164 ст нк есть п12 про тайм чартер. Такого понятия как слот чартер нет . Правильно ли я понимаю, что на конкретный рейс мы не можем заключить договор тайм чартера части судна без экипажа и под этот пункт применять 0% НДС?

То есть правильно, если мы захотим предоставить в субаренду часть судна, если прямо такой договор заключать с клиентом нужно будет выставлять ндс 20% ?

Добрый вечер.

Эксперт принял в работу ваш непростой вопрос, но ему потребуется время до четверга.

Добрый вечер.

Первоначально приведу краткий ответ, а далее обоснование:

  1. Все верно, ст 165 НК РФ не конкретизирует перечень подтверждающих документов. Исходя из официальных разъяснений контролирующих ведомств, а также судебной практики на уровне высших судов следует, что данный документ должен содержать информацию о пункте доставки/ погрузки за пределами РФ. Также данный документ должен быть оформлен на бумажном носителе либо быть электронным по форме, утв. ФНС.
    Однако ваша компания будет нести ответственность в рамках таможенного законодательства, если по условиям договора обязательства по растаможиванию товаров лежит на вашей организации.
  2. Применение ставки НДС 0 или 20% зависит от того, в каком порядке оформляется договор и что является предметом фрахта.
    Если предметом аренды (в том числе с целью перевозки) являются контейнеры, то в данной ситуации независимо от их наполняемости (порожний или наполненный) ваша организация исполняет возложенную на нее обязанность по предоставлению во фрахт мест под порожние контейнеры. В такой ситуации ставка НДС 0%.
    В случае, если предметом аренды являются места в данных контейнерах, то в такой ситуации вы не выставляете услуги какой-либо организации по перемещению порожних контейнеров, а наоборот несете расходы на фрахт места на судне под такие контейнеры. НДС не начисляется, так как услуга не выставляется.
    Но в данной ситуации сразу исключаем случаи, когда такой слот-чартер не является объектом НДС: когда места погрузки и выгрузки за пределами РФ.
  3. Отчасти с учетом разъяснений в Приложении 1 к ответу считаем, что к слот-чартеру применяется такие же нормы, как и по тайм-чартеру в силу схожести сути правоотношений между сторонами.

Обоснование:

В ответе исходим, что слот-чартер является одной из разновидностью договоров тайм-чартера (подробнее в обосновании Приложение 1)

Вопрос 1.
Согласно п. 1. Ст 164 НК РФ Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по предоставлению морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки (транспортировки) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров.
Налогообложение НДС услуг по предоставлению морских судов и услуг членов экипажей судов на определенный срок для перевозки (транспортировки) ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, оказываемых судовладельцами по договорам фрахтования судна на время (тайм-чартер), производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 14 статьи 165 Кодекса, в том числе договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) для перевозки (транспортировки) ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания. (Письмо Минфина России от 13.09.2018 N 03-07-08/65620)
П. 14 ст 165 НК РФ предусматривает:
При реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  2. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:

при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации морским судном или судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе “Порт выгрузки” указано место выгрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации;

при ввозе товаров морским судном или судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе “Порт погрузки” указано место погрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации, а в графе “Порт выгрузки” указано место выгрузки, расположенное на территории Российской Федерации.

Таким образом, налогообложение НДС услуг по предоставлению морских судов и услуг членов экипажей судов на определенный срок для перевозки (транспортировки) ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, оказываемых судовладельцами по договорам фрахтования судна на время (тайм-чартер), производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 14 статьи 165 Кодекса, в том числе договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) для перевозки (транспортировки) ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания. (см. Письмо Минфина России от 13.09.2018 N 03-07-08/65620)

Главным условием для возможности применения ставки 0% является подтверждающие связь указание услуг с завершенной экспортной операцией, подлежащей обложению НДС по ставке 0 процентов, что подтверждается документами (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 31-П ).

Согласно подпункту 2.8-1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) товаров морскими судами из пункта отправления на территории Российской Федерации до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на территории Российской Федерации на морские суда в целях дальнейшего вывоза указанных товаров из Российской Федерации при представлении подтверждающих документов, указанных в пункте 3.8-1 статьи 165 Кодекса.

Что касается услуг по предоставлению морских судов и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судов на время (тайм-чартер) для целей морской перевозки товаров между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, в том числе при условии дальнейшего вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации другими морскими судами, то нормами Кодекса применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении таких услуг не предусмотрено. В связи с этим такие услуги подлежат налогообложению по ставке в размере 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса. (Письмо Минфина России от 03.03.2021 N 03-07-08/15273).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе “Порт погрузки” указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Согласно абзацу пятому подпункта 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при ввозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания налогоплательщиком представляется в налоговые органы копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе “Порт погрузки” указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.
Вместе с тем в целях упрощения подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов начиная с 1 октября 2015 года при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 8, 9, 9.1, 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик вправе представить вместо подтверждающих документов на бумажном носителе, предусмотренных статьей 165 Кодекса, реестры сведений (далее - реестр) из таких документов в электронной форме.
Формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427 (далее - Приказ).
В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе представить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 Кодекса (при перевозке товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река - море) плавания), в электронной форме по форме согласно Приложению N 10 к Приказу.

При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестр и по которым выявлены несоответствия (абзац одиннадцатый пункта 15 статьи 165 Кодекса). - Вопрос: О документальном подтверждении права применения ставки 0% НДС при реализации услуг, оказываемых при ввозе товаров в РФ морским транспортом. (Письмо Минфина России от 15.11.2019 N 03-07-08/88349) {КонсультантПлюс}

Таким образом, ваша организация, получая права организатора перевозка вправе оформить свой коносамент, но при этом он должен соответствовать всем необходимым требованиям первичного документа, и при этом подтверждать право на ставку НДС 0%.
При этом такому фрахтователю нужно учитывать выводы суда, озвученного в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 N 05АП-7175/2014 по делу N А51-6091/2014.
Объясняя характер взаимоотношений заявитель пояснял суду апелляционной инстанции, что между данными организациями заключен договор слот-чартера, согласно которому компания “СМА СGM” арендует у заявителя площади на борту теплохода “FESCO KOREA” и имеет право заключать договоры перевозки (и, соответственно, оформлять коносаменты) на перевозку грузов на указанном судне.
Принимая во внимание правовую природу и особенности заключения договоров слот-чартера, которые представляют собой договора аренды вместимости судов, коллегия считает, что даже при наличии такого договора заявитель не освобождается от обязанности по подаче в таможенный орган сведений обо всех находящихся на борту судна товарах.
Учитывая изложенное, вывод таможенного органа о наличии в действиях компании события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является обоснованным.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, объясняя причины несообщения таможенному органу сведений о ввозе контейнера CMAU 0463587, заявитель ссылался на непредставление информации о номере коносамента, отправителем и получателе груза судовым агентом - ЗАО МАК “Трансфес”.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
По смыслу статей 7 Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки.
То есть непредставление информации о номере коносамента, отправителе и получателе груза, находящегося в спорном контейнере, судовым агентом не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Коллегия считает, что, подавая в таможенный орган документы о товаре, ввезенном на таможенную территорию Таможенного союза, заявитель обязан был проверить фактическое наличие товара, количество грузовых мест и контейнеров на борту судна.

По вопросу 2

Начнем с того, что вопрос отчасти касается только того случая, когда перевозка контейнеров производится между пунктом назначения в РФ/пунктом выгрузки и пунктом не на территории РФ, то есть в иностранном государстве. То есть когда местом реализации таких услуг является территория РФ.
Приведу другие случаи.

  1. Если перевозка контейнеров по слот-чартеру осуществляется за пределами РФ, то в силу абз. 2 п. ст 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, не признается территория Российской Федерации, если указанные суда используются за пределами территории Российской Федерации для перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
  2. В случае если пункты погрузки и выгрузки на территории РФ, то данный вопрос также не актуален, так как такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 20% на общих основаниях. (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 31-П).

Соответственно вопрос о необходимости применять ставку 0 или 20% в отношении порожних контейнеров будет актуален при перемещении их между РФ и иностранными государствами, либо при перемещении путем транзитной перевозки через территорию РФ. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2021 N 301-ЭС21-16598 по делу N А43-25632/2019).

Соответственно для определения места реализации услуг по сдаче в аренду морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания установлены особые правила.

Если такие суда сдаются в аренду по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, то местом реализации услуг признается территория РФ при соблюдении двух условий (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ):

  • арендодателем является российская организация (российский предприниматель);
  • перевозка осуществляется между пунктами, хотя бы один из которых находится на территории РФ.
    Если арендодатель - российское лицо, но перевозка (транспортировка) осуществляется между пунктами, находящимися за пределами РФ, то местом реализации услуг территория РФ не является и они, соответственно, НДС не облагаются (письмо Минфина России от 26.09.2006 N 03-04-08/193).

В этой связи обратим внимание на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.12.2021 N 301-ЭС21-16598 по делу N А43-25632/2019, в котором суд пришел к выводу, что если транспортировка грузов на основании тайм-чартеров осуществлялась преимущественно по территории РФ, то местом реализации признается территория РФ, даже если пункты отправления и назначения находятся за пределами территории РФ.

Данное Определение включено в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в IV квартале 2021 года по вопросам налогообложения (п. 10), который направлен письмом ФНС от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@.

Если арендодатель - иностранное лицо, то местом реализации услуг территория РФ не является независимо от того, где находятся пункты отправления и назначения (письмо Минфина России от 24.05.2011 N 03-07-08/154, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.11.2013 N А75-8964/2012).

В зависимости от порядка оформлений отношений с ваших арендатором, а именно что именно является предметом перевозки – сами контейнеры или товары в них зависит также и правильность ответа на данный вопрос.

Так, остановимся на порядке определения места реализации услуг по сдаче судов в аренду для целей, не связанных с перевозкой и (или) транспортировкой.
В отношении этих услуг применяется подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность исполнителя (арендодателя) осуществляется на территории РФ.
Правомерность такого подхода подтверждается Определением КС РФ от 07.12.2010 N 1717-О-О, а также Письмом ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11196@. Аналогичный вывод сделан в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 29.07.2022 N Ф08-7380/2022 по делу N А32-40602/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 21.11.2022 N 308-ЭС22-21925 в пересмотре дела отказано).

Также надо отметить, что на основании пп. 9 и 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка 0% применяется к работам, услугам по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров.

Услуги по перевозке порожних контейнеров, в случае, если не сами контейнеры были предметом фрахта, производимые на основании отдельного соглашения, не относятся к международной перевозке и не связаны с экспортом.

Более того, даже в ситуации, когда провоз порожних вагонов относится к международной перевозке, в Письме Минфина России от 31.10.2019 N 03-07-08/84028 сделан вывод:
"В отношении услуг, не поименованных в указанном подпункте 2.1, а также иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, оказываемых дополнительно к услугам по международной перевозке товаров и оформляемых отдельным договором, применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов Кодексом не предусмотрено.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации перевозки порожних контейнеров, в том числе возвращаемых с территории иностранного государства в Российскую Федерацию, указанным подпунктом и другими подпунктами пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено".

Поэтому, по нашему мнению, в рассматриваемом случае если услуги по перевозке порожних контейнеров, несвязанных с международной перевозкой оказываются российской организацией местом реализации признается территория РФ. Соответственно, такие услуги должны облагаться по ставке 20%.

Таким образом, если предметом аренды (в том числе с целью перевозки) являются контейнеры, то в данной ситуации независимо от их наполняемости ваша организация исполняет возложенную на нее обязанность по предоставлению во фрахт мест под порожние контейнеры.

В случае, если предметом аренды являются места в данных контейнерах, то в такой ситуации вы не выставляете услуги какой либо организации по перемещению порожних контейнеров, а наоборот несете расходы на фрахт места на судне под такие контейнеры.

Приложение 1
Если договор перевозки будет носить международный характер, то он будет регламентироваться и регулироваться соответствующими нормами международного частного морского права (Гаагские правила, Гаагско-Висбийские правила или Гамбургские правила). В отношении договора морской перевозки груза, регулируемого российским правом, будут действовать правила, установленные ст. ст. 166 - 176 КТМ РФ.
Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаага-Висби правила)
Судовладельцы заранее продают нескольким перевозчикам определенные части (отсеки) судна, предназначенные, например, для перевозки контейнеров (слоты). Получается, что перевозку на одном судне осуществляют несколько перевозчиков, а сами перевозчики превращаются в договорных перевозчиков, т.е. несущих ответственность по договору морской перевозки груза перед отправителем, но не занимающихся судовождением и технической эксплуатацией судна. Очевидно, что несколько таких перевозчиков несут солидарную ответственность по пунктам 3.1 и 4.1 Конвенции. Конвенция содержит так называемую контейнерную оговорку, указывающую на порядок исчисления количества мест груза в тех случаях, когда эти грузы перевозятся в контейнерах или иных транспортных приспособлениях.
После получения груза (приема груза в свое ведение) перевозчик, капитан судна или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю коносамент. Из этого следует, во-первых, что капитан судна, выдавая коносамент, представляет интересы и действует в интересах перевозчика. Во-вторых, определяется правовое положение отправителя в качестве стороны договора морской перевозки груза: именно ему выдается документ, подтверждающий наличие договора перевозки.
Форма коносамента Гаагско-Висбийскими правилами не определена. Каждый перевозчик вправе выпускать свои проформы коносамента при условии, что их содержание не противоречит императивным требованиям Конвенции. Конвенция фактически указывает на два вида коносаментов. Это следует из того, что после погрузки груза на борт коносамент, выданный ранее перевозчиком отправителю должен быть по требованию отправителя заменен на “бортовой” коносамент.
Регулирование частноправовых договорных отношений, связанных с перевозкой грузов по чартеру, не подлежит нормативной международной регламентации. Это означает, что морская перевозка грузов по чартерам в международном сообщении подпадает под действие норм применимого национального права. Специальных международных соглашений и конвенций, регулирующих условия международных перевозок грузов морем по чартерам или связанных с реализаций чартеров, нет.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) квалифицирует чартер в качестве договора фрахтования без подразделения его на виды. Согласно такому договору (статья 787) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 115 КТМ РФ чартером признается договор морской перевозки, который заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений.
Иное толкование правовой природы договора чартера, т.е. договора с похожим названием, дается в гл. X “Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)” и гл. XI “Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)” КТМ РФ. Содержание указанных глав позволяет квалифицировать чартер под такими названиями в качестве разновидностей договоров аренды.
Положения о договоре фрахтования судов на время изложены в гл. X КТМ РФ в ст. ст. 198 - 210. Согласно определению тайм-чартера, приведенному в статье 198, под таким договором понимается фрахтование судна на время. При этом судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Тайм-чартер представляет собой сложный договор, содержащий в себе элементы аренды судна и услуги экипажа для конкретных целей в рамках комплекса услуг торгового мореплавания. Именно цели торгового мореплавания определяют специфику тайм-чартера. Из содержания статьи следует, что тайм-чартер квалифицируется не как договор перевозки, например, груза, а как договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг экипажа для целей перевозки груза. Перевозка груза указывается в качестве целевого условия договора аренды судна с экипажем.
Можно сказать, что тайм-чартер - это договор аренды судна с экипажем с целью перевозки (или любой другой целью в рамках торгового мореплавания), а не договор перевозки груза на арендованном судне, укомплектованном экипажем. Это доказывается сравнительным анализом норм, содержащихся в гл. 34 (§ 3) ГК РФ и гл. X КТМ РФ

Коносамент или иной подобный документ, подтверждающий наличие договора перевозки, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика. Именно подпись капитана судна стоит, как правило, на коносаментах. Такая подпись правомочна, так как в коммерческом отношении капитан судна подчиняется фрахтователю.
Термин “фрахтователь” имеет в КТМ РФ двойное значение. Если согласно пункту 1 статьи 115 фрахтователь является стороной договора морской перевозки груза, то на основании статей 198 и 211 фрахтователь определен в качестве стороны тайм-чартера и бербоут-чартера соответственно. А данные договоры представляют собой разновидности договоров аренды морских судов.
К слот-чартеру неприменимы положения § 3 гл. 34 ГК РФ “Аренда транспортных средств”. Раздел 1 указанного параграфа (“Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации”), на положениях которого построена гл. X КТМ РФ “Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)”, предусматривает коммерческую эксплуатацию судна, взятого фрахтователем в аренду вместе с экипажем. Однако по слот-чартеру предметом аренды служит лишь определенная вместимость судна. Фрахтователь по слот-чартеру не осуществляет ни технической, ни коммерческой эксплуатации судна, т.е. любые действия судовладельца находятся вне его контроля. По этой же причине слот-чартер не может регулироваться положениями разд. 2 § 3 гл. 34 ГК РФ (“Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации”) и гл. XI КТМ РФ “Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)”. Следовательно, в российском законодательстве слот-чартер может регулироваться только нормами § 1 гл. 34 ГК РФ “Общие положения об аренде”. При этом КТМ РФ не содержит специальных норм, применимых к слот-чартеру.
Основой заключения договоров служит проформа слот-чартера SLOTHIRE, разработанная БИМКО в 1993 г. В структуре данной проформы указаны следующие условия договора:

  • наименование судна и линия, на котором оно работает;
  • дата начала и окончания срока действия слот-чартера;
  • требования к контейнерам в соответствии с требованиями международной конвенции о безопасных контейнерах;
  • количество арендуемых слотов в двадцатифутовом исчислении;
  • предельная масса брутто помещаемых в слоты контейнеров (обычно 15 или 30 т);
  • арендная плата за слот за каждый рейс судна, независимо от того, используется он фрахтователем или нет;
  • ставка по оплате за массу груза в контейнере, превышающую допустимую;
  • стоимость поддержания температурного режима в рефрижераторных контейнерах;
  • размеры штрафов за просрочку в уплате обусловленных договором сумм;
  • условия погрузки и выгрузки контейнеров, а также сроки доставки контейнеров в порт погрузки (обычно не менее чем за 24 часа);

Заключив с судовладельцем слот-чартер, фрахтователь в отношениях с отправителями (или грузовладельцами) по договору морской перевозки становится договорным перевозчиком или NVOCC (NVOCC (англ. non vessel operator common carriers) - перевозчик, не эксплуатирующий суда). При этом он не осуществляет эксплуатацию судна ни в техническом, ни в коммерческом отношении, а также не отвечает за мореходное состояние судна. А существование такого перевозчика не предусмотрено ни Гаагскими, ни Гаагско-Висбийскими, ни Гамбургскими правилами. Однако такой перевозчик обязан по требованию отправителя выдать ему коносамент, отвечающий условиям и правилам одной их вышеперечисленных конвенций.

Гульнара, добрый день!
Благодарю за столь подробный ответ. Но, к сожалению прочитав все это я вообще запуталась и решения не нашла.