НДС по договору фрахта в ИЭЗ

Добрый день!

Вопрос об НДС услуг по фрахтованию рыбодобывающего судна.

Имеет ли предприятие - арендодатель право не начислять НДС на услуги по договору тайм-чартера для добычи ВБР в исключительной экономической зоне? Какими нормативными актами это предусмотрено?

Судно в тайм-чартер передается на территории РФ и возвращается из тайм-чартера на территории РФ.
В период промысла судно будет неоднократно пересекать границу РФ, поэтому оформление закрытия границы не будет. Добытый сырец будет продан в конце фрахта в ИЭЗ, но отгружен в территориальных водах.

Спор с контрагентом возник из-за применения норм НК РФ, а именно: абзац 1 пункта 2 ст. 148 НК РФ , где " Местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации2. Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные подпунктами 1 - 4.1 пункта 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.
и абзаца 2 пункта 2 ст. 148 НК РФ
В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, не признается территория Российской Федерации, если указанные суда используются за пределами территории Российской Федерации для добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.

и абзаца 2 пункта 4.1. ст. 148 НК РФ , где Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.

Контрагент ссылается на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2020г. по Делу А42-8336/2017 и настаивает на том, чтобы не начислять НДС, так как потом они не смогут его вернуть.

В настоящее время судебная практика ограничена решениями 2009-2010 годов.

На наш взгляд нормы НК РФ не возможно применить без Закона о рыболовстве, где законодатель обязывает лицо, имеющее право на добычу доставлять улов на территорию РФ под угрозой лишения права на добычу ВБР. При этом , полагаем, судно которое добывает и перевозит этот улов одновременно попадает под два условия НК РФ. С одной стороны услуга по добыче происходит за территорией РФ, но при этом формального оформления пересечения границы нет, кроме того, доставка улова осуществляется на территорию РФ, судно сдается в аренду и возвращается на территории РФ.

Добрый день.

Вопрос передан эксперту, он готовит ответ.

Здравствуйте. Мы подготовили для вас подборку Писем от Минфина и даже было найдено Письмо от ФС по Рыболовству. Если у вас останутся какие либо вопросы, напишите нам.
Все дело в ИЭК.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 мая 2007 г. N 03-07-08/103

Вопрос: Наше предприятие имеет в собственности рыболовные суда и занимается добычей и переработкой водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ на основании выделяемых квот. Суда базируются в иностранном порту, и для ведения промысла они не заходят в территориальные воды РФ и российские порты.

Наряду с ведением рыбного промысла самостоятельно мы предоставляем свои рыболовные суда в пользование российским и иностранным юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) с экипажем для ведения промысла (промышленного рыболовства) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в экономических зонах иностранных государств.

Поскольку мы сдаем суда в аренду предприятиям, находящимся в различных регионах, при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость имеет место различное толкование налоговыми органами разных субъектов Федерации абз. 2 п. 2 ст. 148 Кодекса, согласно которому в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации “…местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации”.

В соответствии с Гражданским кодексом договоры аренды (ст. 632) и перевозки (ст. 784) имеют различное толкование. В то же время в соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона N 166-ФЗ “…промышленное рыболовство (далее также - промысел) - предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов”. То есть промысел включает в себя перевозку (транспортировку) улова и продукции из него. Однако договоры при этом заключаются только на аренду судна с экипажем (тайм-чартер).

Просим дать разъяснения по толкованию абз. 2 п. 2 ст. 148 следующих вопросов:

  1. Распространяется ли положение абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ об определении места реализации услуг на рыболовные суда, арендуемые по договорам аренды морского судна с экипажем, ведущие промысел в исключительной экономической зоне РФ, за пределами государственной и таможенной границы РФ зоне без заходов в российские порты?

  2. Что является местом оказания услуг, если рыболовное (морское) судно передается в пользование по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем российскому юридическому лицу-резиденту, при этом судно не осуществляет заход в российские порты и ведет промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами государственной и таможенной границы РФ?

  3. Что является местом оказания услуг, если рыболовное (морское) судно передается в пользование по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем иностранному лицу-нерезиденту, при этом судно не осуществляет заход в российские порты и ведет промысел в экономической зоне иностранного государства?

Просим в соответствии с компетенцией Минфина России в осуществлении функций по выработке государственной политики в сфере налоговой деятельности дать разъяснения по однозначному пониманию и применению налоговыми органами и рыбохозяйственными предприятиями норм Налогового кодекса Российской Федерации применительно к исчислению и уплате налога на добавленную стоимость при передаче в пользование рыбопромыслового морского судна по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации за пределами территориальной и таможенной территории РФ.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению российским и иностранным организациям рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией.

Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги, оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению рыболовных судов с экипажем во временное пользование для ведения промысла за пределами территории Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации, не перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями как российским, так и иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

Что касается положений абзаца второго пункта 2 статьи 148 Кодекса, упомянутых в вашем письме, то данные положения в отношении услуг по предоставлению в пользование рыболовных судов по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, используемых для добычи и переработки биологических ресурсов, не применяются.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 июля 2008 г. N 03-07-08/176

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению рыбопромысловых судов с экипажем во временное пользование для лова рыбы в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по предоставлению рыбопромысловых судов с экипажем во временное пользование для лова рыбы в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, в том числе по договорам с другими российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 июля 2008 г. N 03-07-08/182

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для добычи и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 67 Конституции Российской Федерации определено, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.

Учитывая изложенное, местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для лова добычи и переработки водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российскими организациями, в том числе по договорам с другими российскими организациями, по нашему мнению, территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваши обращения о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006-2009 г.г., и сообщает следующее.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно нормам статьи 148 Кодекса в редакции, действующей с 2006 года, местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги, оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием и не перечисленных в указанном подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.

На основании положений статей 198 и 202 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время судовладелец предоставляет фрахтователю судно в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь в свою очередь по договору субфрахтования судна на время может заключить от своего имени договоры фрахтования судна на время с третьими лицами. При этом в соответствии с нормами статьи 2 данного Кодекса под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для рыболовства.

Поэтому местом реализации услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование для осуществления видов деятельности за пределами территории Российской Федерации, не перечисленных в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, оказываемых российскими организациями российским организациям, территория Российской Федерации не признается.

Необходимо отметить, что на основании статьи 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. При этом согласно статье 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” под территориальным морем понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Таким образом, исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерацией#.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, местом реализации услуг по сдаче в субаренду (субфрахтование на время) морских судов с экипажем для вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, оказываемых российской организацией российским организациям в 2006-2009 г.г., территория Российской Федерации не признается и указанные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся# от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Федерального агентства по рыболовству от 15 апреля 2010 г. N 2051-ВД/709
“О рассмотрении обращений рыбопромышленников Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов”

Федеральное агентство по рыболовству рассмотрело поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации обращения рыбопромышленников Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов по вопросу уплаты организациями рыбохозяйственного комплекса налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по передаче в аренду судна рыбопромыслового флота на условиях договора фрахтования и сообщает.

В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации договором фрахтования (чартер) признается договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, в котором под торговым мореплаванием понимается, в частности, деятельность, связанная с использованием судов для рыболовства.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить, фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 198).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 211).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок признания территории Российской Федерации местом реализации работ (услуг) в целях НДС установлен нормами статьи 148 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпункте 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса.

По мнению Росрыболовства, услуги, непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, при оказании которых пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения НДС.

Также территория Российской Федерации не признается местом реализации услуг, оказываемых российскими организациями, по предоставлению в аренду судов для вылова рыбы за пределами территории Российской Федерации, и такие услуги не подлежат налогообложению НДС на территории Российской Федерации.

Вышеизложенная позиция касается, в частности, ситуации, когда судно (в том числе с экипажем) предоставляется во фрахт для рыболовства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, которая в силу пункта 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” не является территорией Российской Федерации.

Это подтверждается разъяснениями Минфина России от 5 июня 2007 г. N 03-07-08/140, от 17 июля 2000 г. N 03-07-08/156 и от 10 августа 2009 г. N 03-07-08/180.

С учетом вышеизложенного Росрыболовство считает, что если рыболовство и перевозки осуществлялись по договору фрахтования судна за переделами Российской Федерации, то основания для налогообложения НДС таких операций отсутствуют, соответственно это не может быть определено налоговыми органами по результатам налоговой проверки, как неуплата или неполная уплата сумм НДС в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления НДС или других неправомерных действий (бездействия), и не может являться основанием для привлечения налоговыми органами к ответственности за налоговое правонарушение.

В части постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 6508/00 (далее - постановление) необходимо отметить, что данное постановление не содержит общих правовых норм и правил, конкретизирующих нормативные предписания, и принято, исходя из условий, сложившихся между конкретными участниками определенных правоотношений, которые могут не совпадать с условиями по другим аналогичным сделкам.

Согласно постановлению ЗАО “Интрарос”, являющееся истцом по данном делу, должно доначислить и уплатить НДС за 2007 - 2009 годы. Указанный период обусловлен сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, который установлен статьей 113 Кодекса.

Постановление согласно статье 307 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия.

Право на применение налогового вычета по НДС
(постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.07.2018 N Ф03-2554/2018 по делу N А51-212/2018)

Суд, отказывая в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения ИФНС в части доначисления НДС, пени и требования уплатить НДС, излишне возмещенный из бюджета, указал, что поскольку на момент начала отгрузки и транспортировки товар на территории РФ не находился, обществом на территории России товар не приобретался, то право на применение налогового вычета по НДС у налогоплательщика не возникло.

Суть дела

По результатам проведенной выездной налоговой проверки инспекцией принято решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу доначислен НДС, налог на прибыль организаций, назначены штрафные санкции за неуплату суммы НДС исчислены пени, налогоплательщику предложено уплатить НДС, излишне возмещенный из бюджета.

Налоговый орган счел, что общество неправомерно предъявило к вычету НДС с операции по приобретению рыбопродукции у контрагента, необоснованно возместило из бюджета НДС, поскольку операции по реализации рыбопродукции с борта российского судна, совершенные в пределах исключительной экономической зоны, не являются объектом налогообложения НДС.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды пришли к выводу, что применение налоговых вычетов по НДС по операциям, связанным с приобретением рыбопродукции у поставщика, неправомерно. Суды согласились с доводом инспекции о том, что реализация поставщиком рыбопродукции обществу не образует объекта налогообложения НДС, поскольку фактическая передача продукции происходила за пределами России. Судебные инстанции не признали юридически значимым для спорной ситуации факт уплаты заявителем НДС продавцу и последующее перечисление им налога в бюджет.

Позиция суда

Суд, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из следующего.

НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС, исчисленную на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, а также имущественных прав на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления и переработки, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления. Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких обстоятельств: товар находится на территории России и территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Судами установлено, что в проверяемый период общество приобретало рыбопродукцию, выловленную и переработанную за пределами 12-мильной зоны РФ ОАО “НБАМР”, и реализовывало ее компании “Sajodaerim Corporatio” с таможенным оформлением на территории РФ.

Для осуществления ОАО “НБАМР” деятельности по вылову биоресурсов ООО “Дальтрансфлот” (судовладелец) предоставило в пользование ОАО “НБАМР” (фрахтователь) в соответствии с договорами фрахтования судно БМРТ “Владимир Бродюк” на условиях тайм-чартера.

Вылов биоресурсов осуществлялся ОАО “НБАМР” в исключительной экономической зоне РФ в соответствии с предоставленными квотами. Переработанная, замороженная и упакованная в фирменную тару ООО “Дальтрансфлот” продукция перегружалась в исключительной экономической зоне Российской Федерации на суда перевозчиков, с которыми у налогоплательщика заключены соответствующие договоры перевозки. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела коносаментами, в которых в качестве порта назначения указан порт Пусан (Корея) через порт Владивосток.

Таким образом, исследовав и оценив все имеющиеся в деле доказательства, представленные налогоплательщиком в качестве подтверждения правомерности заявленных налоговых вычетов по НДС, а также доказательства налогового органа, послужившие основанием для доначисления НДС, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что поскольку на момент начала отгрузки и транспортировки обществом товар на территории Российской Федерации не находился и товар не приобретался, то право на применение налогового вычета по НДС у налогоплательщика не возникло.

Операции по реализации рыбопродукции с борта российского судна, происходящие в пределах исключительной экономической зоны РФ, не признаются объектом налогообложения НДС, и следовательно, отсутствует право на вычет на НДС

Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 303-КГ18-15197

Операции по реализации рыбопродукции с борта российского судна, происходящие в пределах исключительной экономической зоны, не признаются объектом налогообложения НДС, поскольку на момент начала отгрузки и транспортировки товар на территории РФ не находился, обществом на территории РФ товар не приобретался, то есть, фактическая передача продукции происходила за пределами РФ.

Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что у общества не возникло право на применение налогового вычета по НДС в отношении операций по приобретению товара, местом реализации которого территория РФ не признается.

По мнению налогового органа, общество неправомерно применило налоговую ставку по НДС 0% в отношении услуг по фрахтовании судов, перевозивших продукцию из исключительной экономической зоны РФ в российские порты.

Как указал суд, применение к услугам по перевозке нулевой ставки связано с фактом трансграничного перемещения товаров с территории РФ или на территорию РФ. Иными словами, право на применение данной ставки обусловлено наличием у перевозимого товара статуса иностранного.

Однако в данном случае продукция грузилась на зафрахтованные суда не на территории иностранного государства, а на территории исключительной экономической зоны РФ и доставлялась в российские порты.

Суд пришел к выводу об отсутствии у общества права на применение нулевой ставки НДС (Постановление АС СЗО от 21.04.2021 N Ф07-4234/2021 по делу N А26-7433/2020).

Из всех этих документов можно сделать вывод, что поскольку исключительная экономическая зона не является территорией РФ, передача в аренду судов для добычи в ИЭЗ не облагается НДС.

1 лайк