Платеж казахстанскому ИП за услугу, нужно ли удерживать НДС?

Добрый день!
Казахстанский ИП оказывает российской компании услугу по наполнению контентом сайта. Являемся ли мы (российское юр лицо) в данном случае налоговым агентом по НДС и должны ли его удержать и уплатить в бюджет при оплате в Казахстан?

Здравствуйте!!!

НДС при перечислении иностранной организации (в том числе резиденту государства - члена ЕАЭС) оплаты за оказанные услуги, местом реализации которых является территория РФ

Если местом реализации услуг признается территория РФ, то реализация услуг является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а российская организация, приобретающая услуги у налогоплательщиков - иностранных лиц, указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ, - налоговым агентом (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Российская организация в качестве налогового агента обязана при перечислении иностранному исполнителю оплаты за оказанные услуги удержать НДС и уплатить его в бюджет (п. 2 ст. 161, п. 4 ст. 173, п. 4 ст. 174 НК РФ). Сумма налога определяется расчетным методом исходя из договорной стоимости с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ), к которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 4 ст. 164 НК РФ.
В ситуации, когда в договоре, заключенном с иностранным исполнителем, указана стоимость услуг без учета НДС, подлежащего удержанию в соответствии с российским законодательством, организации (заказчику) нужно самостоятельно определить налоговую базу - увеличить стоимость услуг на сумму НДС и уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств. Такой вывод следует, например, из Письма Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626.
В этом случае исчисленная и уплаченная в бюджет РФ сумма НДС, по мнению Минфина России (см., например, Письмо от 16.11.2020 N 03-07-08/99626), является суммой НДС, удержанной из дохода иностранного исполнителя.
Уплаченную в бюджет сумму НДС заказчик имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде при наличии правильно оформленного счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату НДС, при условии, что приобретенные услуги предназначены для использования в облагаемых НДС операциях (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, п. 23 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, см., например, Письмо Минфина России от 23.10.2013 N 03-07-11/44418). О существующих точках зрения по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Если территория РФ не признается местом реализации услуг, то такие услуги не подлежат обложению НДС в РФ. Их реализация облагается НДС согласно законодательству иностранных государств, в том числе государств - членов ЕАЭС. Соответственно, российский заказчик не является налоговым агентом по НДС, поскольку на основании п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ обязанности агента возникают, когда место реализации услуг - территория РФ.
Суммы НДС, предъявленные иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС) за оказанные услуги, местом реализации которых территория РФ не признается, к вычету не принимаются, поскольку нормами Налогового кодекса РФ вычет таких сумм налога не предусмотрен.
Расходы по уплате налога, предъявленного иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства - члена ЕАЭС), могут быть учтены при расчете налога на прибыль. О существующих точках зрения по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Чтобы определить место реализации услуг обратимся к Договору о ЕАЭС

Согласно пункта 29 Договора о Евразийском экономическом союзе, местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:
4) налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются:
консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных

Исходя из вышеизложенного следует, что российская организация не является налоговым агентом по НДС и такие услуги не не подлежат обложению НДС в РФ.

1 лайк

Спасибо. Получается что место реализации услуг - РФ, соответственно мы являемся налоговым агентом по НДС

Вы подразумеваете, что база данных и сайт находятся на российском сервере и казахский ИП подключается и на полняет базу находясь в Казахстане?

Местом реализации рекламных услуг признается территория того государства -члена ЕАЭС, налогоплательщик которого приобретает данные услуги. Услуги в данному случае приобретаются российским налогоплательщиком, соответственно такие услуги облагаются НДС

Да, сайт находится в РФ, но мне кажется это не так важно, важен именно приобретатель услуги. Или я неправильно понимаю?

Есть еще разъяснения Минфина России, содержащихся в Письме от 26.05.2016 N 03-07-13/1/30201, по аналогичному вопросу местом реализации услуг по созданию и поддержке интернет-ресурса и информационных услуг по оптимизации и продвижению интернет-ресурса, оказываемых белорусским индивидуальным предпринимателем российской организации, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. То есть у российского покупателя возникают предусмотренные ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента в части исчисления и уплаты НДС с перечисляемого иностранному контрагенту дохода.

Соответственно применимо к Вашей ситуации.

Но письма профильных ведомств не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Исходя из того, сколько сталкиваюсь с ЕАЭС, акцент на исполнителе и месте исполнения.

Вот с базами данных, если сама база хранится в РФ, такая ситуация.

А если бы было так: Заказчик - в РФ, исполнитель в Казахстане, а база в Индии.

Но пп.4 п.29 Соглашения четко же говорит про место реализации услуг. Получается платим НДС?

Руководствуйтесь этим письмо Минфина РФ 26.05.2016 N 03-07-13/1/30201

Вы тоже считаете что российская компания является налоговым агентом по НДС в данном случае, верно? Просто вы в первом ответе написали что нет, поэтому я уточняю.

В начале консультации исходил из места Исполнителя, что там же где Исполнитель базы и сайт.

Если отбросить письма, то на мой взгляд, в частности как пример с Индией, местом услуг должно быть физическое нахождение исполнителя.

Но руководствоваться будет письмом указанным выше.

Спасибо большое.
Руководствоваться скорее Соглашением:
Место реализации по договорам оказания услуг с организациями из ЕАЭС определяется не место оказания услуг, а согласно подпункту 4 пункта 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе местом реализации услуг по разработке, адаптации и модификации программных продуктов является место регистрации заказчика. Соответственно, услуги, связанные с доработкой сайта, его модификацией и тому подобные услуги, то местом реализации является Россия, а российская компания являетесь налоговым агентом по НДС.
Вы помогли мне разобраться, а то я немного запуталась.

Отталкивайтесь от разъяснений в этом письме. Это разъяснение наиболее приближено к ситуации.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 мая 2016 г. N 03-07-13/1/30201

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по разработке программного обеспечения, оказываемых белорусским индивидуальным предпринимателем российской организации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), определяется в соответствии с разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Подпунктом 4 пункта 29 Протокола установлено, что местом реализации услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных признается территория государства, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.
Таким образом, местом реализации услуг по разработке программного обеспечения, оказываемых белорусским индивидуальным предпринимателем российской организации, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, в том числе хозяйствующим субъектом Республики Беларусь, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом согласно пункту 4 статьи 164 Кодекса при удержании налога на добавленную стоимость налоговым агентом налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса, то есть 10 или 18 процентов к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Учитывая изложенное, в отношении услуг по разработке программного обеспечения, оказываемых белорусским индивидуальным предпринимателем на основе договора подряда российской организации, налог на добавленную стоимость исчисляется по налоговой ставке 18/118 и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом. При этом, если контрактом с иностранным лицом, оказывающим услуги, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость (доход от реализации), то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
Суммы уплаченного налоговым агентом налога на добавленную стоимость отражаются в разделе 2 “Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента” декларации по налогу на добавленную стоимость, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558.
На основании пункта 20 раздела III Протокола заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляется в налоговый орган при импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС. Поэтому в случае реализации услуг хозяйствующим субъектом одного государства - члена ЕАЭС хозяйствующему субъекту другого государства - члена ЕАЭС заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган российской организацией не представляется.
Что касается принятия к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного налоговым агентом, то согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении услуг, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет услуг.
Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента налог на добавленную стоимость, имеет право на вычет этого налога в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными пунктами Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
26.05.2016