Добрый день уважаемые эксперты. До политическо-экономических обстоятельств наша компания использовала товарный знак принадлежащий компании учредителю из недружественно настроенного государства. В настоящее время компанию выкупил российский гражданин. Планируется ребрендинг и соответственно необходима регистрация товарного знака для дальнейшего развития. Для законной оптимизации налоговых последствий кому целесообразнее владеть товарным знаком; физическому лицу, другой компании, ИП или самой операционной компании осуществляющий деятельность? Какие есть запреты, ограничения и прочие подводные камни связанные с товарным знаком на стороне его владельца и компании имеющей право использовать товарный знак?
Приветствую вас, Ольга, на форуме клерка!
Тут нельзя сказать, как более выгодно, нужно все перечитывать, одно можно сказать, что если будут использовать компания, которой не принадлежит с правообладателем товарного знака (ТЗ) нужно будет платить владельцу, заключать лицензионный договор или договор аренды ТЗ (франчайзинга, коммерческой концессии), договор очень гибкий и иногда очень удобен, например, создания сетей и т.д. Но договор коммерческой концессии (франчайзинга, аренды ТЗ) регистрируются в Роспатенте, но там процедура простая.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве ИП (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным (п. 1 ст. 1028 ГК РФ).
Государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности подлежит предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору концессии. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).
Государственную регистрацию предоставления права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии обеспечивает правообладатель, если иное не предусмотрено договором (абз. 2 п. 2 ст. 1031 ГК РФ).
Размеры пошлины за рассмотрение заявления о государственной регистрации предоставления права использования товарного знака, знака обслуживания, изобретения, полезной модели, промышленного образца по договору коммерческой концессии (субконцессии) и принятие решения по результатам его рассмотрения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.
Справочно согласно Постановлению Правительства РФ от 23.09.2017 № 1151 (в ред. от 17.06.2021).
Размер пошлины за регистрацию. Она составляет:
• за регистрацию предоставления права использования по договору коммерческой концессии (субконцессии) - 3 300 руб. + 11 500 руб. за каждый товарный знак, знак обслуживания + 3 300 руб. за каждый патент, свидетельство, расширяющие предмет договора (пп. 3.17 приложения № 1 Положения о пошлинах);
• регистрацию изменений, связанных с состоявшимся распоряжением исключительным правом по договору коммерческой концессии (субконцессии), - 3300 руб. + 3 300 руб. за каждый патент, свидетельство + 11 500 руб. за каждый товарный знак, знак обслуживания, расширяющие предмет договора (пп. 3.18 приложения № 1 Положения о пошлинах).
Т.е. нужно понять, какие у вас стоят цели, где и какие ресурсы, чтобы потом не менять систему взаимодействия. Универсальных решений нет, очень многое зависит от специфики, конкретных целей каждого участника, систем учета и налоговых систем и налоговых рисков.