Правила оформления актов

Здравствуйте! Исполнители прислали акт без печати и письмо с ссылкой на закон 82-ФЗ. Сейчас уже можно без печати документы принимать? У нас с ними в приложении к договору, где согласована форма акта печать предусмотрена

1 лайк

Приветную Вас на форуме клерка!

Действительно, в 2015 году Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ отменена обязательность использования печати, за исключением случаев, когда такая обязательность предусмотрена федеральным законом. Федеральный закон № 82-ФЗ вступил в силу с 7 апреля 2015 года.

Несмотря на это есть случаи, когда нужно применять печать (это предусмотрено законами):

  • на копии устава, предоставляемого при регистрации прав на недвижимость;
  • на доверенности и заявке на участие в конкурсах и аукционах в сфере госзакупок;
  • на доверенности для суда;
  • на акте о несчастном случае на производстве.

Есть и еще специфическое условие, когда нужно применять печать - если в уставе есть запись, что нужно применять печати (см. письмо Минфина РФ от 16.02.2016 № 03-02-07/1/8575).

На первичке (акты, накладные и т.п.) и даже на счетах-фактурах тоже можно не применять печать, т.к. это прямо уже предусмотрено соответствующими законами.

Относительно формы акта, о которой договорились стороны, нужно проверить, обязательная это форма или рекомендательная, если рекомендательная, то печать точно не нужна. Кроме того, в самом договоре нужно проверить есть ли правило или условие о том, что если вот договор будет противоречить закону в плане диспозитивных норм закона или рекомендуемых. Обычно такие пункты оговариваются в длительных договорах, когда может поменять законодательство и тогда стороны могут оговорить, например, что будут применяться нормы закона на момент его заключения, эта норма ГК РФ, данная в ч. 2 ст. 422 ГК РФ. Т.е. тут речь идет о гипотетической ситуации, когда договор был заключен до 7 апреля 2015 г.

Если в договоре ничего нет особого, да и форма предусматривает печать, то по общему правилу в случае противоречия закону, применяются императивные нормы закона, которые действуют на момент его подписания.

Если говорить об ООО, то ст. 6 Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ” предусматривается:

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
№ 7, ст. 785; 2009, № 1, ст. 20) изложить в следующей редакции:

"5. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.".

Т.е. тут нет императивной нормы, ваш контрагент должен на основе закона, о котором он говорит, показать устав ООО и есть там нет обязанности этого ООО иметь и использовать печать, тогда он прав.

В случае, если печать не обязательна, нужно проверить актуальные учредительные документы (устав, учредительный договор, положение и т.д.) предприятия, доверенность, полномочия лица (приказы, распоряжения, протоколы, доверенности) и документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ и т.п.).

Мы обычно в договор включаем специальную оговорку, что предприятие вот гарантирует, что все у него нормально с представителем, что этот представитель уполномочен, а лица, подписавшие, документы (например доверенность) были правомочны, а если нет, оно обязано выплатить штрафы и компенсировать убытки.

Вопрос, хотя и с виду простой, но по сути сложный, как и все, что связано с организацией документооборота. Прошу прощение, за большой текст.

спасибо большое

1 лайк