Расходы на топливо для автомобиля в лизинге

Добрый день. Организация приобрела легковой автомобиль в лизинг. На нем ездит директор, развозит грузы до покупателей, в организации ещё бухгалтер, больше сотрудников пока нет. Правильно ли мы понимаем, что для подтверждения расходов на топливо мы должны составлять путевые листы, но там нужно медицинское освидетельствование и технический осмотр транспортного средства перед выездом. Как в случае, такой маленькой организации заполнять эти моменты в путевых листах?

1 лайк

Приветствуем вас, @makarovaelvira1986 !

Для порождение расходов ГСМ действительно оформлять путевые листы.

Проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые выполняют трудовую функцию водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ), что подтверждается и судебной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.04.2015 № Ф10-863/2015).

Функцию водителя могут выполнять не только работники, должность которых звучит как «водитель», но и иные работники, чья трудовая функция или должностные обязанности предполагают управление служебным автомобилем. Это, к примеру, торговые представители или курьеры, доставляющие товар на машине.

То, что директор управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию, так как (ст. ст. 15, 17, 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ):

  • работа в должности водителя предполагает перевозку грузов, пассажиров, а в данном случае директор возит только себя, хотя и может захватить что-то или кого-то, но это не его основная деятельность точно;
  • директор вправе, но не обязан ездить на автомобиле, т.е. у него нет ли в трудовом договоре, ни в должностной инструкции (если такой документ есть), либо в другом локальном нормативном акте обязанности водить машину;
  • с другой стороны, предоставление автомобиля можно рассматривать как вид социальной гарантии для отдельных категорий работников.

Следовательно, проходить предрейсовые медосмотры руководитель не обязан. Таким образом, медицинский осмотр в данном случае не обязателен и отсутствие отметки о медицинском осмотре не влияет на налог на прибыль.

Обращаем внимание, что, в случаях, когда медицинские осмотры обязательны, налоговые органы рассматривают отсутствие отметки о медосмотре косвенным подтверждением того, что перевозки не было, и при наличии иных доказательств расходы, связанные с перевозкой, не подтверждают (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3463/2017 по делу № А40-78891/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2017 № Ф09-472/17 по делу № А07-9734/2016).

На это тему, в том числе по списанию затрат амортизации и других вопросов можно посмотреть статью на нашем сайте: Предрейсовый медосмотр в путевом листе: налог на прибыль, амортизация, ГСМ .

Т.е. для списании затрат на автомобиль медосмотр не обязательно с точки зрения бухучета и налогового учета, если речь идет о луковом автомобиле и за рулём руководитель, а не водитель или там культур.

Риски (кроме налоговых)

Если в путевом листе нет отметки о медосмотрах, если они необходимы организации наказывается следующими контрольными организациями и учреждениями:

  1. Минтрансом или ГИБДД: Для гражданина, т.е. водителя — 3 тыс.руб.; для должностных лиц — 5 тыс. руб.; для организаций — 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП).
  2. Рострудом. Для должностных лиц — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; для ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; для организаций — от 110 тыс. до 130 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).
  3. Росздравнадзор. Для водителя — от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 2тыс. до 3 тыс. руб.; для организаций и ИП — от 30 до 50 тыс. руб. (ст. 11.32 КоАП).

Причем проверки Роструда (2) могут только если кто-то будет жаловаться на нарушение трудовых прав или же по поручение прокуратуры, это если провоцировать.

Проверки и наказания Росздравнадзора (3) это ответственность для медработников и медицинских организаций, которые нарушают порядок медосмотров, но не для водителей и организаций, т.е. это для справки.

Т.е. самым вероятным будут проверки ГИБДД, но только если неверно отвечать на вопросы и опять-таки, сотрудник ГИБДД должен очень захотеть привлечь по этой статье, кроме того, вы можете обжаловать его действия как в ГИБДД, так и в прокуратуре, так и в суде.

Частью суды выносят решения с учетом применения положения ст. 2.9 КоАП РФ, т.е. как малозначительное правонарушение. См. например: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2022 № Ф05-20822/2022 по делу № А40-18729/2022.

Кроме того, срок давности привлечения к отвественности по ст. ст. 12.31.1 КоАП РФ составляет 2 месяца. По этому поводу тоже освобождают от отвественности, см.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.03.2022 № Ф05-33835/2021 по делу № А40-135567/2021.

Конечно, если речь идет о грузовых автомобилях или рейсах более 1 суток или опасных грузов, то, конечно, медосмотр обязателен, чтобы не привлекали к отвественности.

Тем не менее, подчеркнём, что даже если ГИБДД привлечет к отвественности это не отменят спасание по статья завтра на ГСМ, т.к. расходы понесены, что подвергается не только путевыми листами, но другими документами.

Также учтите, пожалуйста, с 01.03.2023 будет действовать новая форма путевого листа, об этом можно прочесть тут: С 1 марта 2023 г. нужно применять новый путевой лист

1 лайк

Благодарю за такой подробный ответ. А осмотр транспортного средства техником в данном случае тоже необязателен?

Для учета расходов: ни технический осмотр, ни медосмотр не критичен. Это критично для спецтехники или особых условий (спецавтотранспорта, грузоперевозок, нужен учет времени в дороге), как мы писали выше.

Благодарю!

1 лайк