Резерв под ОКУ проводки

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, какими проводками отражать создание резерва по чистой инвестиции в лизинг?
Спасибо!

Добрый день.

Вопрос передан эксперту.

Наталья, здравствуйте!
отвечу в течение 2-3 дней.

Здравствуйте, Наталья!
Для учета резерва, по чистой инвестиции в лизинг в лизинговой компании, организация может открыть отдельный счет, поскольку отдельного счета для учета таких активов/обязательств Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, не предусмотрено.

Соответствующие решения отражаются путем внесения изменений и (или) дополнений в рабочий план счетов, являющийся частью учетной политики.

Обоснование:

В соответствии с п. 33 ФСБУ 25/2018 у арендодателя по договору финансовой аренды инвестиция в аренду оценивается в размере ее чистой стоимости.

Чистая стоимость инвестиции в аренду определяется путем дисконтирования ее валовой стоимости по процентной ставке, при использовании которой приведенная валовая стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды равна сумме справедливой стоимости предмета аренды и понесенных арендодателем затрат в связи с договором аренды.

Валовая стоимость инвестиции в аренду определяется как сумма номинальных величин причитающихся арендодателю будущих арендных платежей по договору аренды и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды.

Согласно п. 34 ФСБУ 25/2018 связанные с договором аренды затраты арендодателя включаются в чистую стоимость инвестиции в аренду по мере осуществления этих затрат, за исключением случая, указанного в пункте 35 Стандарта. Справедливая стоимость предмета аренды включается арендодателем в чистую стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды с отнесением указанной стоимости на расчеты с поставщиком (в случае договора лизинга) или с одновременным списанием переданного в аренду актива (в иных случаях, если предмет аренды признавался в составе активов). Образующаяся при этом разница относится на доходы (расходы) периода, в котором признана инвестиция в аренду.

На основании п. 36 - 37 ФСБУ 25/2018 чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

Проценты, начисляемые по инвестиции в аренду, признаются арендодателем в качестве доходов периода, за который они начислены. Таким образом, чистая инвестиция в аренду, по сути, представляет собой предоставление заемного финансирования объектом аренды.

В соответствии с п. 38 ФСБУ 25/2018 чистая стоимость инвестиции в аренду проверяется на обесценение в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. Поэтому организации целесообразно разработать процедуру такой проверки.

Разделом 5.5 “Обесценение” МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты” предусмотрено обязательное создание арендодателем резерва под обесценение дебиторской задолженности по аренде на основе модели “ожидаемых кредитных убытков”. В соответствии с параграфом 5.5.1 организация должна признать оценочный резерв под ожидаемые кредитные убытки по дебиторской задолженности по аренде.

В соответствии с параграфами 5.5.3 - 5.5.5 по состоянию на каждую отчетную дату организация должна оценивать оценочный резерв под убытки по финансовому инструменту в сумме, равной ожидаемым кредитным убыткам за весь срок, если кредитный риск по данному финансовому инструменту значительно увеличился с момента первоначального признания. Целью требований, касающихся обесценения, является признание ожидаемых кредитных убытков за весь срок для всех финансовых инструментов, кредитный риск по которым значительно увеличился с момента первоначального признания, будь то оценка на индивидуальной или групповой основе, принимая во внимание всю обоснованную и подтверждаемую информацию, в том числе прогнозную. Если по состоянию на отчетную дату отсутствует значительное увеличение кредитного риска по финансовому инструменту с момента первоначального признания, организация должна оценивать оценочный резерв под убытки по данному финансовому инструменту в сумме, равной 12-месячным ожидаемым кредитным убыткам.

Просрочка арендатором уплаты арендных платежей или наступление других обстоятельств и факторов, которые свидетельствуют о рисках невыполнения арендатором в будущем своих обязательств по оплате аренды, рассматриваются как свидетельства того, что кредитный риск по данной дебиторской задолженности значительно увеличился с момента первоначального признания.

В соответствии с параграфом 5.5.8 организация должна признать в составе прибыли или убытка в качестве прибыли или убытка от обесценения сумму ожидаемых кредитных убытков (или их восстановления), необходимую для корректировки оценочного резерва под убытки по состоянию на отчетную дату до величины, которую необходимо признать в соответствии с настоящим стандартом.

Сумма резерва под обесценение дебиторской задолженности по арендным платежам является оценочным значением, которое МСФО (IFRS) 9 требует регулярно пересматривать. При оценке суммы резерва согласно МСФО (IFRS) 9 в расчет должны приниматься в основном те же факты, условия и обстоятельства, которые на рынке принимаются во внимание участниками сделок по продаже (переуступке за вознаграждение) дебиторской задолженности при расчете вознаграждения (помимо факторов, не связанных с кредитным риском).

В бухгалтерском учете есть два вида резервов: оценочные резервы и оценочные обязательства. Первые нужны, чтобы не завышать в балансе стоимость активов, вторые - чтобы не занижать величину обязательств.

К оценочным резервам относятся резервы по сомнительным долгам, под обесценение финвложений и под обесценение МПЗ. Учитывают эти резервы на специальных счетах - 14, 59, 63.

Оценочные обязательства - это предстоящие неизбежные расходы, точных данных о суммах и сроках которых еще нет. Например, расходы по предстоящей выплате отпускных - платить отпускные придется, но ни точная сумма, ни срок выплаты еще не известны. Поэтому надо создать резерв. А вот планируемые расходы на ремонт ОС - не обязательство, так как от ремонта можно отказаться. Поэтому резерв на ремонт в бухучете не создают.

Оценочные обязательства учитывают на счете 96 “Резервы предстоящих расходов”: по кредиту - отчисления в резерв, по дебету - его использование или восстановление.

На счете резервов предстоящих расходов, помимо резервов на оплату отпусков, учитываются резервы на гарантийный ремонт.

Для обычных организаций все бухгалтерские резервы обязательны. Но малые предприятия, которые могут вести упрощенный бухучет, обязаны создавать только резерв по сомнительным долгам.

Для учета резерва по чистой инвестиции в лизинг в лизинговой компании, организация может открыть отдельный счет, поскольку отдельного счета для учета таких активов/обязательств Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, не предусмотрено. Соответствующие решения отражаются путем внесения изменений и (или) дополнений в рабочий план счетов, являющийся частью учетной политики (Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 15.1).

В Рекомендации Р-96/2018-КпР “Профессиональное суждение”, принятой фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр”, Комитетом по рекомендациям 17.12.2018, содержатся следующие выводы:

"…1. Профессиональное суждение в бухгалтерском учете - это обоснованное суждение по вопросам бухгалтерского учета специалиста, полномочного принимать решения по таким вопросам, основанное на требованиях законодательства, стандартов, специальных знаниях, опыте специалиста, сложившейся практике, выработанное с соблюдением принципов профессиональной этики.

  1. Профессиональное суждение по вопросам бухгалтерского учета должно вырабатываться исключительно в целях обеспечения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных ст. 13 Федерального закона “О бухгалтерском учете”. Не допускается использование в бухгалтерском учете профессионального суждения в иных целях, таких как оправдание ненадлежащей учетной политики или обоснование заведомых целевых значений показателей бухгалтерской отчетности.

  2. Профессиональное суждение в области бухгалтерского учета принимается, в частности, по следующим вопросам (не ограничиваясь нижеперечисленным):

  • признание (списание) объекта бухгалтерского учета;

  • оценка объекта бухгалтерского учета;

  • классификация объекта бухгалтерского учета;

  • идентификация экономического содержания факта хозяйственной жизни;

  • выбор способа бухгалтерского учета из числа установленных стандартами;

- выработка способа бухгалтерского учета при его отсутствии в стандартах;

  • допустимость отступления от общего порядка формирования учетной политики;

  • проверка соблюдения/несоблюдения установленных стандартами условий для определения способа бухгалтерского учета в конкретных обстоятельствах;

  • подтверждение наличия/отсутствия связи между осуществленными затратами и получением актива;

  • оценка существенности формируемой в бухгалтерском учете информации;

  • определение уместного уровня детализации статей бухгалтерских отчетов;

  • определение уместного объема раскрываемой в отчетности информации;

  • оценка надежности источников информации о фактах хозяйственной жизни;

  • выбор оценочных методик;

  • допустимость использования условных расчетных величин вместо фактических исходя из требования рациональности;

  • оценка вероятности наступления/ненаступления будущих событий;

  • оценка вероятных количественных параметров будущих событий.

  1. В случае если для формирования профессионального суждения, применяемого в бухгалтерском учете, требуется информация, относящаяся к иным областям знаний, для выработки обоснованного профессионального суждения могут быть использованы экспертные мнения квалифицированных специалистов (экспертов) в соответствующей области.

  2. Профессиональное суждение должно быть нейтральным, то есть оно не должно оказывать влияние на решения пользователей финансовой отчетности с целью достижения заранее определенного результата.

  3. Профессиональное суждение должно основываться на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни и исходить из приоритета этого содержания над юридической формой указанных фактов.

  4. Профессиональное суждение, примененное в бухгалтерском учете, подлежит документальному оформлению в произвольной форме. Порядок документального оформления профессионального суждения определяется организацией самостоятельно исходя из характера вопросов, решение которых основывается на этом суждении, с учетом п. 8 настоящей Рекомендации.

  5. Профессиональное суждение по вопросам отражения в бухгалтерском учете отдельного факта хозяйственной жизни в конкретной хозяйственной ситуации (вопросам однократного применения) может включаться непосредственно в первичный учетный документ, которым оформляется этот факт, либо фиксироваться в другом документе, сопровождающем первичный учетный документ. Профессиональное суждение по вопросам, не связанным с конкретными обстоятельствами отдельной хозяйственной ситуации (вопросам неоднократного применения), включается в соответствующую организационно-распорядительную документацию, которой оформляется принятая организацией учетная политика (приказы, распоряжения, стандарты и т.п.). Профессиональное суждение по вопросам, с решением которых необходимо ознакомить пользователя бухгалтерской отчетности для понимания им предоставленной в отчетности информации (вопросам бухгалтерской отчетности), включается в бухгалтерскую отчетность в составе соответствующих пояснений о значимых элементах учетной политики…".

Создание резерва под обесценение акций отразите бухгалтерской записью по кредиту счета 59 “Резервы под обесценение финансовых вложений”:

Содержание операций Дебет Кредит
Создан резерв под обесценение акций 91-2 59

По результатам дальнейших проверок сумма резерва под обесценение акций корректируется (п. 39 ПБУ 19/02):

увеличивается с отнесением суммы корректировки на прочие расходы - если выявляется дальнейшее снижение расчетной стоимости акций;

уменьшается с отнесением суммы корректировки на прочие доходы - если выявляется повышение расчетной стоимости акций.

Бухгалтерские записи при этом такие:

Содержание операций Дебет Кредит
Увеличен резерв под обесценение акций 91-2 59
Уменьшен (списан) резерв под обесценение акций 59 91-1

Для отражения создаваемого резерва в бухгалтерском учете используется счет 96 “Резервы предстоящих расходов” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

На дату создания резерва делается проводка по дебету счета 20 (25, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 96. В сумму резерва необходимо также включать предполагаемые взносы в фонды с суммы отпускных.

По конкретно заданному вопросу разъяснений контролирующих органов не представлено. Вы можете обратить за разъяснениями в Минфин РФ.

1 лайк