Добрый день @Elena2021. Отвечаю на ваш вопрос.
- неисключительные лицензии (стоимость 20 т.р., СПИ 5 лет)
Если 20 т.р. — это первоначальная стоимость лицензии, а не остаточная на 31.12.2023, то это объект ниже лимита стоимости НМА.
Также необходимо проверить и иные критерии признания НМА, указанные в п.4 ФСБУ 14/2022, включая возможность ограничения доступа иных лиц.
Такое ограничение, как правило, считается имеющимся, когда программа установлена непосредственно на оборудовании организации (своем сервере, компьютере и т.д.), а не на сетевом ресурсе (в облаке и т.д.) поставщика.
Если остальные критерии признания НМА, кроме стоимостного, выполняются, то согласно п.7 ФСБУ 14/2022 стоимость такой лицензции в общем случае подлежала бы единовременному списанию на расходы.
Пункт 55 ФСБУ 14/2022 дает организациям, применяющим упрощенный учет, право, но не обязанность использовать перспективный способ перехода на новый порядок учета.
При выборе именно перспективного способа перехода, новый порядок учета будет применяться только для новых НМА, приобретаемых в 2024 году и позднее, а имевшиеся на 31.12.2023 года НМА подлежат учету в прежнем порядке, то есть на 97 счете.
Если же организация не воспользуется правом на перспективный способ перехода, то остаточную стоимость такой лицензии следует списать в соответствии с пунктами 53-54 ФСБУ 14/2022 на нераспределенную прибыль (счет 84). Поскольку сам ФСБУ 14/2022 вступает в силу с 2024 года, то и проводка Дт 84 Кт 97 должна быть датирована 01.01.2024 г.
Наконец, если кроме стоимостного критерия не выполняется еще какой-либо из критериев признания НМА, то такой объект выходит из сферы применения ФСБУ 14/2022, о таких объектах см. далее.
- продление регистрации доменного имени (на срок 12 месяцев),
- право использования программы Контур (на срок 12 месяцев),
Такие объекты не удовлетворяют критериям признания в качестве НМА пункта 4. ФСБУ 14/2022, поэтому такие объекты формально находятся вне сферы применения ФСБУ 14/2022 в принципе. Официальные разъяснения по учету таких объектов на сегодняшний момент отсутствуют.
В частных разъяснениях можно встретить разные позиции — как необходимость единовременного списания таких объектов на расходы в качестве не удовлетворяющих критериям признания НМА, так и необходимость сохранения по ним ранее действовавшего порядка учета на 97 счете, поскольку требование п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы» о распределении расходов между отчетными периодами по прежнему действует.
Организации следует самостоятельно разработать метод учета таких объектов и закрепить его в учетной политике.
Если организация решит в учетной политике списывать такие объекты единовременно как объекты НМА, не удовлетворящие одному из критериев признания, то порядок списания будет аналогичен порядку, изложенному в предыдущем разделе.
Если организация решит в учетной политике учитывать их на 97 счете для более полного распределения расходов по отчетным периодам, то их учет в 2024 году фактически не изменится.
- услуги по обслуживанию программы Контур (на срок 12 месяцев).
Авансированные услуги по обслуживанию программы в принципе не являются сами по себе ни результатами индивидуальной деятельности, ни средством индивидуализации, и не могли бы быть признаны НМА даже при соблюдении стоимостного критерия и критерия по сроку.
Такие суммы находятся вне сферы применения ФСБУ 14/2022 и их учет в 2024 году не меняется — их следует продолжить учитывать на 97 счете.