ст.93НК

Добрый день! Пришло поручение к ИП. Форма по КНД 1165014
Поручение № 5903
об истребовании документов (информации)
06.07.2023
(дата)
На основании пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации
и в связи с
камеральной налоговой проверкой :1) документы, которые поручается истребовать:
1.1 Договор (контракт, соглашение) со всеми приложениями, изменениями и
дополнениями по всем финансово-хозяйственным взаимоотношениям, на основании
которых произведена оплата за период с 01.01.2022г. по 31.12.2022г.;
1.2 Акт выполненных работ или любой документ, подтверждающий выполнение
работы за период с 01.01.2022г. по 31.12.2022г.

Должна ли я предоставлять им все эти документы или все-таки по определенной сделке? Как правильно можно им ответить?

Приветствуем вас!

# Право налогового органа на истребование документов

Федеральный законодатель разграничивает перечень документов (информации), которые налоговый орган может истребовать в ходе проведения налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ) и вне рамок ее проведения (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Если в случае проведения проверки налоговые органы вправе истребовать у контрагента налогоплательщика или иных лиц любые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то вне рамок налоговой проверки истребовать можно только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки.
В описанной ситуации налоговый орган затребовал документы (информацию) вне налоговых проверок на основании абз. 1 п. 2 ст. 93.1 НК РФ, согласно которому если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость в получении документов (информации) относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В поручении об истребовании документов должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, относительно которой запрошены документы (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, право истребовать документы (информацию) вне рамок проведения проверок у налоговых органов возникает при наличии обоснованной необходимости в получении документов (информации) относительно конкретной сделки.
Проконтролировать наличие обоснованной необходимости налогоплательщику достаточно сложно. Тем более что Налоговый кодекс не содержит норм, устанавливающих право налогоплательщика и (или) лица, у которого истребуются документы, определять обоснованность истребования документов (информации) исходя из собственного понимания необходимости их истребования налоговым органом (Письмо ФНС России от 23.07.2021 N ЗГ-2-2/1090@).
ФНС велела территориальным налоговым органам при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности и не допускать произвольного истребования документов (информации), не обусловленных целями и задачами налогового контроля (Письмо от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@).

Обжалование действий налогового органа

Если в рассматриваемой ситуации налоговый орган запросил документы не относительно конкретных сделок, а документы, касающиеся деятельности организации за три года, то действия налогового органа можно обжаловать в порядке, установленном гл. 19 НК РФ (ст. 137 - 139.3).
Если организация не представит запрошенные документы или представит только их часть и ее привлекут к налоговой ответственности, она сможет по той же причине обжаловать решение налогового органа о привлечении к ответственности.

Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Акты, действия или бездействие могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ). Минфин о такой возможности налогоплательщика при истребовании налоговым органом документов (информации) по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок напоминает регулярно (см., например, Письмо от 09.02.2021 N 03-02-11/8341).

ФНС в Письме N ЕД-4-2/12216@ заострила внимание территориальных налоговых органов на том, что истребование документов (информации) вне рамок проведения проверок в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации ФНС, что не способствует эффективному налоговому контролю. При решении вопроса о правомерности привлечения к налоговой ответственности за непредставление запрошенных документов (информации) о деятельности налогоплательщика с целью проверки того, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия налоговых органов права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды принимают во внимание следующие обстоятельства.

  1. Реальная необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований).
  2. Реальная способность налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем истребуемых документов. Также проверяется, были ли фактически изучены все документы (информация), представленные на основании конкретного требования, в том числе при частичном его исполнении.
  3. Реальная способность контрагента проверяемого налогоплательщика изготовить и представить копии истребуемых документов в большом объеме. Одновременно изучается, принимались ли меры по добровольному исполнению требования налогового органа, в каком объеме.
  4. Обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, было ли принято решение налогового органа по этому вопросу и какое именно. При этом не принимаются во внимание формальные основания для отсутствия удовлетворения ходатайства - несоблюдение формы уведомления, недостаточная, по мнению налогового органа, аргументация ходатайства и т.п. Имеются случаи применения судами по результатам исследования перечисленных обстоятельств смягчения мер ответственности согласно ст. 112 НК РФ, иные варианты удовлетворения исков, вплоть до освобождения от налоговой ответственности в связи с отсутствием вины в совершении налогового правонарушения (п. 1 ст. 109 НК РФ).
    Налоговый орган, истребующий на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде (при возникновении досудебного или судебного спора), а также при проведении внутренних аудиторских проверок все вопросы, возникающие в связи с вышеуказанными обстоятельствами.

К сведению. Требование о представлении документов (информации) вне рамок налоговых проверок, возлагающее обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушает право лица исполнять только законные требования налогового органа. Такое требование не соответствует п. 2 ст. 93.1 НК РФ, поэтому в его исполнении арбитры отказали в Постановлении АС УО от 16.01.2020 N Ф09-9127/19 по делу N А76-15894/2019.

Об усилении контроля за деятельностью налогового органа

ФНС выпустила Письмо от 23.12.2021 N СД-4-2/18103@ “Об усилении контроля за истребованием документов (информации)”, в котором заострила внимание на выявлении фактов направления требований о представлении документов (информации), являющихся причинами возникновения споров в деятельности налоговых органов:

  • в требованиях о представлении документов (информации) не указаны мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), сведения, позволяющие идентифицировать истребуемые документы (информацию) и (или) сделку, контрагент, по взаимоотношениям с которым истребуются документы (информация) относительно конкретной сделки;
  • направление требований о представлении документов (информации), которые не относятся к предмету налоговой проверки или не подлежат истребованию в соответствии с Налоговым кодексом, в том числе истребование документов в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ, не связанных с конкретной сделкой, указанной в требовании о представлении документов (информации);
  • направление требований о представлении документов (информации), содержащих ссылки на проводимую налоговую проверку, за пределами срока ее проведения.
    Аналогичные нарушения могут быть в поручениях об истребовании документов (информации).
    Требование о представлении документов (информации) является ненормативным правовым актом, устанавливающим обязанности лица, которому оно адресовано. Возложение на такое лицо обязанностей, не вытекающих из положений Налогового кодекса, в случае привлечения его к ответственности за непредставление истребуемых документов (информации) приводит к нарушению его прав.
    На основании изложенного с целью исключения случаев нарушений НК РФ при истребовании документов (информации), а также исключения жалоб на указанные акты ФНС поручает усилить контроль за составлением и направлением требований о представлении документов (информации), а также поручений об истребовании документов (информации).

Выводы:

  1. Если есть техническая возможность представить запрашиваемые документы, т.к. по сути тут ФНС мало чем ограничена. Если это невозможно сообщить по установленной форме о невозможности и предоставлении большего времени.
  2. Подать жалобу (ст. 137, 138 НК РФ) в региональное Управление ФНС (Кемеровское Управление, ФНС например).