Требование ФНС

Правомерен ли запрос ИФНС документов по всем поставщикам и покупателям при проверке конкретного поставщика?

Добрый день. ФНС поставщика прислала поручение об истребовании документов в соответствии со ст. 93 п. 1 статьи 93.1, в отношении конкретного поставщика «Б» в связи с камеральной проверкой по НДС.

Также налоговая запрашивает документы в отношении **всех наших поставщиков и покупателей за период.

Правомерен ли запрос информации (документов) по всем нашим поставщикам и покупателям, если в требовании указано: Лицо, деятельности которого касаются истребуемые документы: поставщик «Б»?

Ведь наши поставщики напрямую касаются нашей деятельности, а не проверяемого контрагента
Требование.pdf (1,4 МБ)

1 лайк

Здравствуйте!!!
93.1 НК подразумевает указать конкретные сделки, а не веерно по всем компаниям.
Кроме того, в рамках камералки не могут быть запрошены документы, кроте тех которые требуются при предоставлении по камералке НДС, если только вы сами добровольно их представите.
Не совсем понятен вопрос.
Я так понял, что цепочку сделок проверяют. Ищут основного поставщика и конечного выгодоприобретателя.
Так прям однозначно сложно ответить.
Надо видеть само требование.

Добрый день. Требование прикрепили

Гуд

Пардон.

1-е. К требованию должно быть приложено поручение ИФНС 3 об истребовании документов-пояснений.
2-е. Совершенно не видно сроки предоставления. По всей видимости вы их скрыли из требования. Это не суть важно.

Вы можете ответить следующим образом:

В ответ на требование № ??? от ?? ??? ??? о представлении документов (информации) на основании пункта 1, статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации:

согласно сжившейся практике, инспекция должна обосновать необходимость истребования документов

(Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 N Ф03-712/2017 по делу N А51-14515/2016,

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016,

Постановление АС ВСО от 03.10.2022 по делу N А33-25524/2021 ).

Налоговые органы не вправе выходить за пределы предоставленных им законом полномочий. Законодательное регулирование налогового контроля и деятельность уполномоченных на то органов осуществляются в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов госвласти и органов местного самоуправления. Это согласуется с сформулированной в Постановлении КС РФ от 02.07.2013 N 17-П правовой позицией, согласно которой свобода предпринимательской деятельности в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получения гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, однако она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти. Именно связанность законом налоговых органов предполагает детальное урегулирование соответствующих правоотношений (Постановление КС РФ от 14.07.2003 N 12-П).

Истребуемые документы вне налоговых проверок должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика. Положение п. 2 ст. 93.1 НК РФ предусматривает право должностного лица налогового органа истребовать документы (информацию) без назначения налоговой проверки в случае, если возникает обоснованная необходимость получения сведений по конкретной сделке, притом что такая необходимость должна определяться не произвольно, а в рамках, установленных законодательством о налогах и сборах применительно к составу документов (информации), которые могут быть истребованы. При этом названная норма закрепляет обязательное условие: документы (информация) как предмет истребования должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части или периоду, не к налоговому периоду и т.п.

К сведению. Понятие “сделка” закреплено в ст. 153 ГК РФ (к ней можно обратиться с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно названной норме сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

При истребовании документов вне рамок налоговых проверок инспекторы должны исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности . В своих выводах КС РФ сослался на Письмо от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@, в котором ФНС России обратила внимание территориальных налоговых органов на подход судей. Те при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ принимают во внимание реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований) и реальной возможности налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем представленных документов. Соответственно, налоговый орган, требующий представить на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде все вопросы, возникающие в связи с названными обстоятельствами.

ФНС полагает, что при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности; не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Требование должно быть ясным, четким и недвусмысленным, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т. п., то есть, признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию) (Пункт 5-й Определения Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2022 года N 821-О).

Вышеуказанное требование не содержит указания на конкретную сделку, ни на предмет сделки, ни на конкретные даты сделки и не содержит обоснование истребования документов.

Кроме, того в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (вне рамок налоговой проверки) налоговые органы вправе истребовать только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки, в то время как в направленном Требовании информация о конкретной сделке отсутствовала, в Требовании не были указаны идентификационные данные конкретных сделок (номера и даты договоров), сведения по которым следовало представить в налоговый орган (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2021 N Ф05-32213/2021 по делу N А40-20258/2021; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.11.2020 N Ф06-64233/2020 по делу N А65-32307/2019; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2020 N Ф09-9127/19 по делу N А76-15894/2019; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2021 N Ф10-5716/2021 по делу N А08-10169/2020).

В связи с вышеизложенным, просим уточнить по какой именно сделке с данным контрагентом необходимо предоставить документы и пояснения, какие именно необходимо предоставить документы и обосновать требование предоставление документов и пояснений.

2 лайка

Приложенный файл-это и есть поручение ИФНС №3 об истребовании документов.

1 лайк

Спасибо большое. Но, в поручении об истребовании запрос документов на основании камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 4кв.22 у контрагента.
п.1 ст.93.1, а не п.2 ст.93.1

1 лайк

Основной посыл налоговой можете взять из заготовки.