Вне рамок налогового контроля

Здравствуйте. подскажите, правомерно ли требование налогового органа “в связи с вне рамок налогового контроля” запросить конкретные документы за три года. в требовании указана ссылка на п.2 абз 2 п.5ст 93.1. мы так поняли, что это в связи с проведением предпроверочного анализа, но его уже проводили в этом году за этот же период, но не запрашивали документы, которые указаны в настоящем требовании. не считается ли такое требование неправомерным в связи с тем, что не указано конкретно мероприятие налогового контроля, то есть в Требовании отсутствует указание на то, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка (камеральная/выездная) или дополнительные мероприятия налогового контроля. заранее спасибо!

Приветствую вас, @Vika_zab!

В п. 2 ст. 93.1 НК РФ речь идет об конкретной сделки, а не за период

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

В абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ говорится о сроках представления документов, т.е. 10 дней со дня получения.

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Относительно правомерности

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, если вне рамок проведения налоговых проверок у инспекции возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, налоговый орган вправе истребовать эту информацию у участников сделки или иных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации.

В НК РФ не указано, можно ли запрашивать конкретные документы вне рамок налоговой проверки.
По данному вопросу есть две точки зрения. Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым инспекция не вправе истребовать конкретные документы вне рамок налоговой проверки.

В то же время имеются постановления судов, содержащие вывод о том, что налоговое законодательство не запрещает истребование документов, которые касаются конкретных сделок за определенный период. По мнению судов, к информации относятся сведения, представленные в любой форме, в том числе и путем представления документов.

Т.е. если готовы судиться с ними. нужно учесть ваш округ, чтобы понять какую позицию займут суды.

Важно, конечно, как конкретно сформулирован запрос.

Есть несколько судебных постановлений о неправомерности:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2014 по делу N А27-7846/2013

Суд признал незаконным привлечение общества к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, поскольку инспекция фактически истребовала конкретные документы, в то время как понятия “информация” и “документ” не являются тождественными. Эти понятия разграничены в ст. 93.1 НК РФ. В силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок может быть истребована только информация относительно конкретной сделки.

Также аналоговые выводы судов содержать в постановлениях:
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2014 по делу № А31-4693/2013, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14) по делу № А75-6149/2007, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2013 по делу № А65-10975/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 по делу № А72-8582/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 20.07.2012 № Ф09-6646/12 по делу № А71-15613/2011.
Есть еще интересное постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2012 по делу № А65-19775/2011

Суд установил, что инспекция затребовала у общества документы, не касающиеся взаимоотношений последнего и его контрагента (конкретной сделки), а являющиеся внутренними документами общества (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, лицензию, договоры с субподрядчиками).
Суд указал, что вне рамок проведения проверок инспекция вправе истребовать только информацию относительно конкретной сделки. Поскольку налоговый орган не доказал, что запрошенные документы каким-либо образом связаны с деятельностью контрагента налогоплательщика, данное обстоятельство послужило одним из оснований для признания решения о привлечении к ответственности недействительным. Также суд учел довод общества о том, что у него не было возможности исполнить данное требование, поскольку оно не было им получено.

Есть несколько судебных постановлений о правомерности действий ФНС, но их меньше:

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.05.2013 № Ф03-729/2013 по делу № А80-217/2012

ФАС установил, что вне рамок проверки инспекция запросила у территориального органа Управления Федерального казначейства сведения и документы (выписки из лицевых счетов, платежные поручения) об интересующем ее налогоплательщике.
Суды нижестоящих инстанций признали истребование документов неправомерным, отметив, что вне рамок проверки инспекция вправе запрашивать только информацию о конкретных сделках. Истребование документов, относящихся к конкретным сделкам, неправомерно.
ФАС не согласился с данными доводами. При этом суд пояснил, что к информации относятся сведения, представленные в любой форме, в том числе и путем представления документов. Налоговое законодательство не содержит запрета на истребование документов (информации), касающихся конкретных сделок за определенный период.
Однако суд признал решение инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности недействительным, поскольку совершенное обществом налоговое правонарушение было квалифицировано по п. 2 ст. 126 НК РФ, в то время как в данном случае применяется ст. 129.1 НК РФ.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.07.2010 по делу № А33-18255/2009

Суд отклонил довод предпринимателя о необоснованном истребовании документов, относящихся к конкретным сделкам, вне рамок проведения налоговых проверок. Налоговым кодексом РФ не установлено четких критериев видов истребуемых документов (информации). Информация является более широким понятием, чем документ, к ней относятся любые сведения независимо от формы их представления. Документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, в том числе и в виде текста. Следовательно, информация может быть получена, в частности, путем представления документов, которые являются ее источником. В данном случае у налогоплательщика была истребована информация, а именно подтверждающие документы относительно конкретной сделки.