Водный налог при снабжении населения и отсутствии средств измерения

Организация имеет лицензию на пользование недрами (добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения предприятия и населения).
В лицензии отдельно установлены лимиты для предприятия и населения.
У организации отсутствуют технические средства измерения водных ресурсов, забранных из водного объекта.

Вопросы:

  1. Может ли организации в части воды, забранной для снабжения населения применять ставку водного налога, установленную п. 3 ст. 333.12 НК РФ (246 руб./тыс. куб. м. в 2023 году)?
  2. Если может, то применяется ли к ставке повышающий коэффициент, установленный п. 4 ст. 333.12 НК РФ?
  3. Если по вопросу 1 может, то как при отсутствии средств измерений можно определить объем воды, забранный для обеспечения населения для расчета налога по ставке по п. 3 ст. 33.12 НК РФ?

Приветствую вас, Евгения!

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Т.е. объем необходимо определять по данным измерительных приборов. Эти показания также отражают в журнале учета объемов забора воды, форма которого утверждена Приказом Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903.

В случае если измерительных приборов нет, объем воды определяют из фактического времени работы и производительности технических средств. Наглядный пример — при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности и времени его работы. Также учитывают высоту подъема воды, ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, и состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используют нормы водопотребления. Лимит установлен в лицензии. Его определяют по каждому водообъекту и целям использования (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Кроме того, нужно учесть, что налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент, установленный ст. 333.12 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 333.13 НК РФ). Налоговые ставки в 2023 г. применяются с повышающим коэффициентом 3,52 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ).

Налогоплательщики, не имеющие средств измерений для измерения количества водных ресурсов, забранных из водного объекта, применяют ставку водного налога (определяемую с учетом положений п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ) с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Налог уплачивается путем перечисления средств в бюджет в качестве ЕНП (п. 1 ст. 45 НК РФ). Уплата налога производится по местонахождению объекта налогообложения не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14 НК РФ).

Налоговая декларация подается в инспекцию по местонахождению объекта налогообложения не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.15 НК РФ).

Добрый день.

Не увидела ответов на вопрос 1 и 2.

Хотелось бы получить ответы на конкретные заданные вопросы.
Если вопрос звучит: “Может ли…?”, то хотелось бы получить ответ в формате: “Да, может. / Нет, не может. / По этому вопросу есть 2 (3) разных позиции. / Этот вопрос прямо не урегулирован законодательством. Мы полагаем, что… / и т.п.”, а далее обоснование с ссылками на законодательство или изложение мнения по данному вопросу.

1.

Да, может применять.

Согласно п. 3 статьи 333.12 Кодекса ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

При этом из содержания приведенной нормы следует, что она распространяется как на организации, забирающие и подающие воду непосредственно населению, так и на организации, забирающие и подающие воду другим организациям, направляющим воду населению.

Таким образом, условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, в целях применения указанной льготы должны отражаться в лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке, и заключенном в соответствии с ней договоре на водопользование.

/Это из письма ФНС РФ от 17.01.2012 № ЕД-4-3/292@/

Т,е. у вас должная быть соответствующая лицензия, как мы видим у вас есть. При этом важно учесть п. 22 письма ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@ “О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения”, в котором указано, что:

Осуществление забора воды для водоснабжения садоводческих обществ, гаражных кооперативов, больниц, учреждений санаторно-курортной сферы по своей правовой природе не является водоснабжением населения, поскольку данные помещения не предназначены для постоянного проживания граждан, являются местом их временного пребывания и не подпадают под понятие жилого помещения, в связи с чем применение обществом в данном случае льготной ставки водного налога является неправомерным.

Т.е. только снабжать население напрямую, а не больницы, санатории и т.д.

2. Нет, повышающий коэффициент не применяется.

См. Письмо Минфина РФ от 02.02.2015 № 03-06-06-02/3898, цитируем:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 февраля 2015 г. № 03-06-06-02/3898

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает следующее.
Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступивший в силу с 1 января 2015 года, предусматривает ежегодную индексацию ставок водного налога по всем видам водопользования.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.12 главы 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки, установленные пунктом 1 данной статьи (с учетом положений пунктов 4 и 5), в 2015 году будут применяться с повышающим коэффициентом 1,15, в 2016 году - с коэффициентом 1,32, в 2017 году - с коэффициентом 1,52, в 2018 году - с коэффициентом 1,75, в 2019 году - с коэффициентом 2,01, в 2020 году - с коэффициентом 2,31, в 2021 - 2025 годах - соответственно 2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65.
Согласно пункту 4 статьи 333.12 Кодекса налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определенную с учетом положений пункта 1.1 указанной статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.
Ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения установлены пунктом 3 статьи 333.12 Кодекса и составляют: на 2015 год - 81 рубль за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, на 2016 год - 93 рубля, на 2017 год - 107 рублей, на 2018 год - 122 рубля, на 2019 год - 141 рубль, на 2020 год - 162 рубля, на 2021 - 2025 годы - 186, 214, 246, 283, 326 рублей соответственно.
Учитывая изложенное, при осуществлении забора воды из водного объекта в целях водоснабжения населения дополнительный коэффициент, предусмотренный пунктом 4 статьи 333.12 Кодекса, не применяется.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН

Учтите, что письмо 2015 г., ставки налога поменялись, смотрите современную редакцию, но логика сохранилась п. 4 ст. 333.12 НК РФ не применяется для организаций, у которых в лицензии прямо указано целевой назначение забора воды для водоснабжения населения .

1 лайк