Вопрос по маркетплейсам. Тарификация доставки покупателю

Коллеги, добрый день! Сломала мозг и нигде не нашла практической информации. Одни пространные рассуждения теоретиков.

Вопрос такой. Как вы на практике отражаете Отчет о перечислениях по Озону (ООО Интернет Решения) наименование услуги Тарификация оплаты покупателя. И Частичная компенсация клиенту. Помогите, пожалуйста. Пока проводила корректировкой долга через списание кредиторской задолженности перед озоном. Но что то меня смущает.

Помните: это форум, и приведённый ответ носит общий характер. Для проверки применимости к вашей ситуации рекомендую получить консультацию у экспертов «Клерка»: https://www.klerk.ru/consultations/

Вот что я думаю:

В отчётах Ozon встречаются удержания разной природы, и от правильного их определения зависит не только бухгалтерский учёт, но и налоги.


1. Тарификация оплаты покупателя (комиссия за эквайринг)

Это плата Ozon или платёжному сервису за приём платежей от покупателей. Обычно оформляется актом или УПД с НДС 20%.

Проводки:

Дт 44 – Кт 60 3 000 (комиссия без НДС)

Дт 19 – Кт 60 600 (НДС по акту)

Дт 60 – Кт 62 3 600 (зачёт удержания)

Дт 68.НДС – Кт 19 600 (НДС к вычету)

Налоговый учёт:

  • ОСНО: прочие/сбытовые расходы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

  • УСН «доходы-расходы»: как расходы на услуги при наличии первички и оплаты.


2. Частичная компенсация клиенту — скидка или маркетинг

Уменьшает выручку. Требуется документальное подтверждение от Ozon (отчёт, УКД, корректировочный счёт-фактура).

Проводки:

Дт 90.1 – Кт 62 2 000 (уменьшение выручки без НДС)

Дт 68.НДС – Кт 90.3 400 (корректировка НДС)

Дт 60 – Кт 62 2 400 (зачёт удержания)

Налоговый учёт:

  • ОСНО: уменьшение дохода от реализации.

  • НДС: корректировка в сторону уменьшения.


3. Частичная компенсация клиенту — претензия/ущерб

Возврат из-за брака, недостачи или повреждения товара по вине продавца.

Проводки:


Дт 44 – Кт 60 2 400 (расход на компенсацию)

Дт 60 – Кт 62 2 400 (зачёт удержания)

Налоговый учёт:

  • ОСНО: расходы, связанные с производством/реализацией или внереализационные (в зависимости от условий договора).

  • НДС: нет, если это компенсация ущерба; есть, если удержание оформлено как услуга.


Рекомендация:
Для каждой операции важно иметь подтверждающие документы от Ozon. По удержаниям, связанным со скидками, — корректирующие документы, по претензиям — акты брака или регламент маркетплейса. Удержания отражайте раздельно: продажи по счёту 62, удержания и услуги Ozon — по счёту 60.