Возмещение ущерба транспортной компанией

Добрый день. ИП (поставщик) продал товар по 100% предоплате. Договора нет, только счет. Т.к. покупатель находится в другом городе была оформлена доставка транспортной компанией. Отправителем в квитанции ТК указан поставщик, но оплатил перевозку покупатель. Товар пришел битым, восстановлению не подлежит. Покупатель от приемки отказался. Вопрос - кто должен писать претензию ТК? Отправитель ИП или покупатель?

Приветствую вас, Светлана!

1. Ответ будет сильно зависеть от того, является ли покупатель простым физическим лицом (не ИП и не самозанятым) и был ли товар, применяемый только в быту. Если эти два условия выполняются, то ситуация попадает под законодательство о защите прав потребителей РФ. И там все очень жестко для продавца (поставщика), т.к. продавать потребителям товар без договора запрещено, либо счет должен быть таким, что там должны быть все условия включены согласно законодательства РФ о защите прав потребителей. Более того, нужно обязательно указывать в документации об условиях отказа от товара и другие обязательные требования, если эти условия не указаны потребитель может отказаться от товара в течение 3 месяцев.

Если продажа шла через интернет, например, и товар поставляется из другого города, то это дистанционная продажа (см. ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей»).

Потребитель также может потребовать вернуть деньги, вы можете потребовать вернуть некачественный товар, он может требовать замены товара и т.д.

Иск он может подавать по своему месту жительства.

2. Если покупатель ИП или товар может использоваться только в предпринимательских целях, то действуют общие правила. То есть мы должны руководствоваться ч. 2 и 3 ст. 513 ГК РФ:

  1. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

  1. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Относительно транспортной компании ч. 1 ст. 797 ГК РФ установлено важное правило в отношениях с перевозчиками грузов. Если при проверке соответствия товаров от перевозчика выявлены расхождения, то покупатель товара вначале обязан использовать претензионный порядок урегулирования разногласий.

Обратиться в суд можно в том случае, если перевозчик отказался частично или полностью удовлетворить претензию либо не ответил на нее в течение 30 дней. При этом не стоит забывать о том, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, - особый, он составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Так, при доставке товаров автомобильным транспортом этот срок исчисляется со дня признания груза утраченным по требованию о возмещении ущерба, причиненного утратой груза, на что, в частности, указывает статья 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Относительно того, кто доложен предъявлять претензии транспортной компании нужно руководствоваться (если нет договора) п. 2 ст. 38 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 06.03.2022) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», см. закон:

Право на предъявление к перевозчикам, фрахтовщикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, договоры фрахтования, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками, фрахтовщиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа, грузов, предоставлению транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Т.е. тот, кто оплатил перевозку, т.е. заключил тем самым договор транспортной перевозки и должен предъявлять претензию.

Форма и порядок подачи претензий транспортной компании установлен разделом 6 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 (ред. от 25.08.2021) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».