Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться в вопросе: председатель ТСЖ, состоящий в штате и получающий зарплату, является пенсионером. Из-за того, что работающим пенсионерам отказывают в ежегодной индексации он ежемесячно теряет 8000 рублей, что больше его зарплаты в ТСЖ. По разъяснениям ПФР, любой работающий пенсионер может претендовать на индексацию пенсии в случае увольнения. Достаточно сдать СЗВ-ТД и один месяц показать в СЗВ-М отсутствие сотрудника и ему пенсия будет пересчитана автоматически. С рядовыми работниками все понятно и просто. А как быть с председателем ТСЖ, ведь сведения о нем содержатся в госреестре? При увольнении придется подавать заявление о внесении изменений в сведения об организации в ЕГРЮЛ. Вопрос: учитывая, что председатель ТСЖ может работать на общественных началах, без вознаграждения, достаточно ли будет внести изменения в устав ТСЖ и руководство возложить на управляющего, состоящего в штате, а председателя вывести за штат? Не будет ли в таком случае работа на общественных началах переквалифицирована как работа по ГПХ со всеми вытекающими последствиями в части взносов в ПФР? Как наиболее грамотно все сделать? Спасибо!
Приветствую вас!
Дело в том, что обязанности председателя правления ТСЖ указаны в п. 2 ст. 149 ЖК РФ:
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Как вы понимаете, эти обязанности нельзя выполнять без оплаты (вознаграждения).
Обычно ПФР ссылается на то, что председатель подписывает даже “нулевую отчетность”, а значит работает. Дело в том, что это императивная норма закона, поэтому да, придется менять ЕГРЮЛ, т.к. ПФР может обратит на внимание. Другой вопрос, что бывает так, что после СЗВ-ТД и СЗВ-М после расторжения трудового договора они начинают индексировать, а потом подают в суды, но им часто отказывают, т.к. ссылаются, что у них есть информация о занятости и это уже счетная ошибка. Ну это, как вы понимаете, риски и суды, так что лучше переизбрать председателя правления ТСЖ с внесением записи в ЕГРЮЛ.
Есть, конечно, вариант, оформить через гражданско-правовой договор или вообще через протокол общего собрания и выплачивать там раз в год или в полугодие вознаграждение. Но опять-таки, это рискованно, т.к. могут провести проверки.
Добрый день, Александр! Спасибо за ответ. Сложности понимания данной ситуации исходят из того, что сама должность председателя правления ТСЖ существует на стыке законов: исходя из положений ЖК РФ председатель не может вступать в трудовые отношения с ТСЖ, однако он исполняет обязанности либо по договору ГПХ, что регулируется ГК РФ, либо по трудовому договору по ТК РФ. И по ГПХ и по трудовому договору физлица являются застрахованными в системе ОПС, а значит считаются работающими. Но с другой стороны, если мы расторгаем трудовые отношения с председателем правления, это вовсе не означает, что автоматом он перестает быть председателем правления, так как это выборная должность и только правление или общее собрание имеет полномочия освободить председателя от должности. То есть расторгая трудовой договор (временно) у нас, по идее, не возникает необходимости внесения изменений в госреестр, так как от выборной должности его не отстранили. Он будет председателем на общественных началах с возможностью выплаты вознаграждения по решению общего собрания. Тогда он не считается работником или работающим пенсионером?
И да, и нет, дело в том, что есть ст. 67.1 ТК РФ:
Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
Т.е. если председателя внесли в ЕГРЮЛ, его уже допустили, от того, что расторгли трудовой договор, он все равно допущен и выполняет свои функции. А значит ему нужно платить, а если есть оплата возникают и страховые взносы.
Т.е. ФНС и ПФР будут, скорей всего, придерживаться этой позиции.