Аренда нежилого помещения

ООО (УСН “ДОХОДЫ”), может применять упрощенные способы бухучета, является арендодателем. На балансе компании есть объект недвижимости, который она предоставляет в аренду. В этом же помещении объекта недвижимости находится помещение, в котором выполняют трудовые функции директор и другие сотрудники. Какие действия должна произвести организация в связи с введением в действие новых ФСБУ (6 и 25)?

Добрый день.

Вопрос передан эксперту.

Добрый день.
Действия в связи с переходом к ФСБУ 25/2018 будут зависеть от того,

  1. договор, по которому передается в аренду объект недвижимости, был заключен до 2022 года или уже в 2022 году. Если договор был заключен до 2022 года, то никаких изменений в учете аренды не требуется;
  2. если договор аренды заключен уже в 2022 году, то важно - это операционная или финансовая аренда:
    а) если аренда операционная, то никаких изменений в учете аренды не требуется.
    б) если договор заключен в 2022году, и аренда классифицируется как финансовая (неоперационная), то нужно разделить в учете объект недвижимости на две части:
  • одна из них (помещение, используемое в деятельности Вашей компании) остается на учете как основное средство;
  • вторая часть списывается на формирование чистой инвестиции в аренду. И далее ведется учет по правилам ФСБУ 25/2018 для финансовой аренды, т.е. формируется чистая инвестиция в аренду и учитываются процентные доходы.
1 лайк

а по ФСБУ 6?

Если не требуется выделить из объекта недвижимости часть, передаваемую в финансовую аренду, то учёт по ФСБУ 6 ведётся по всему объекту в обычном порядке. То есть определяется оставшийся срок полезного использования по всему объекту исходя из намерений руководства и начисляется амортизация выбранным способом (скорее всего линейным). Ликвидационную стоимость нужно определять, только если есть намерение, скажем, раз в пять лет менять объекты недвижимости. Поскольку это маловероятно, ликвидационная стоимость признается равной нулю

Обязана ли компания проводить тест на обесценение недвижимости и каждый год проводить анализ СПИ в соответствии с новым ФСБУ 6?

В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 проверку всех элементов амортизации (ликвидационная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации) нужно проводить в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении этих элементов. Но это не формально обязательное мероприятие, как инвентаризация. Поэтому если нет никаких оснований считать, что что-то изменилось в планах работы и установленных сроках полезного использования, то составлять какую-то общую ведомость, где повторять прежние сроки, совсем не нужно.
Проверка на обесценение - тоже обязательное мероприятие в отношении всех активов (не только основных средств), но в тех случаях, когда есть сигналы обесценения. Поэтому нужно установить в учетной политике или локальном нормативном акте перечень индикаторов обесценения, характерный именно для Вашего предприятия. Очевидно, что среди индикаторов будет сокращение рынка сбыта, падение спроса на продукцию, продажа по цене ниже себестоимости и т.п. Если эти индикаторы подтверждаются, то нужно заниматься проверкой на обесценение активов, в том числе, и недвижимости. В противном случае тестировать на обесценение незачем.