Арендный бизнес,планируется передача функций исполнительного органа

Несколько компаний (ООО, УСН “Доходы”, арендный бизнес, разделение на компании по объектам недвижимости (1 объект- 1 компания)) имеют одинаковых учредителей, при этом в каждой компании - свой штат (включая ген.директора).

Планируется передача функций исполнительного органа, бухгалтерского учета, технического обслуживания помещений и т.п. Управляющей компании (учредитель и директор - не связаны с арендным бизнесом).

Вопрос:

  1. возможны ли претензии контролирующих органов, связанных с дроблением бизнеса?

  2. верно ли, что при передаче функций исполнительного органа общества для компаний на УСН подписантом становится Генеральный директор Управляющей компании, то есть во всех компаниях УСН арендного бизнеса подписантом будет один и тот же сотрудник? Усугубит ли ситуацию из вопроса 1 наличие взаимосвязи всех компаний через одну управляющую компанию?

  3. какой адрес исполнительного органа обществ, применяющих УСН (арендный бизнес) должен быть указан в ЕГРЮЛ?

  4. в случае применения компаниями арендного бизнеса УСН с объектом налогообложения “Доходы минус расходы”, расходы на услуги в части исполнительного органа общества нельзя признать в целях налогообложения?

Приветствую Вас, Елена, на форуме клерка!

Да, конечно. Более того, назначая одну и ту же управляющую компанию вы значительно облегчаете задачу ФНС. Если ваши ООО находятся в одном городе или населенном пункте, то ФНС может через управляющую копанию их объединить и доначислять налог на прибыль, НДС, пени, штрафы за 3 года, а также страховые взносы по доходам управляющей ООО, которые могут быть считаться ФНС, как зарплата. И сейчас есть риски, т.к. одни и те же участнике ООО, но это только один признак, надеюсь, из 17 признаков по дроблению, а не сразу несколько, как указано в письме ФНС от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@.

Готовьтесь по каждой буквально операции доказывать деловые цели, коими, не могут быть цели минимизации или уменьшения налогов. Управляющая ООО должно обязательно иметь кроме вас других клиентов быть квалифицированным. Есть несколько рекомендаций, мы об этом писали в публикации, там только управляющий ИП, но суть - одинаковая.

Да, на вопрос ответили, конечно, одно лицо - ФНС легче будет работать и доказывать.

Адрес нахождения самого ООО, а не управляющей ООО или управляющего ИП. На сей счёт есть письмо Минфина России от 10.09.2020 № 03-12-13/79598 со ссылкой на актуально до сих пор постановление ВАС РФ:

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ) полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору управляющему коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит требования об изменении адреса (места нахождения) общества в случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему (коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вышеуказанному вопросу (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”), передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю сама по себе не влечет изменение адреса места нахождения общества.
Изменение места нахождения общества относится к компетенции общего собрания участников общества (пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 14-ФЗ). В случае принятия решения об изменении места нахождения общества внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Да, нельзя признать это расходами по УСН. Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 23.03.2017 № 03-11-11/16982). Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию (письма Минфина России от 07.08.2020 № 03-11-06/2/69377, от 06.11.2018 № 03-11-11/79593, от 11.03.2013 № 03-11-06/2/7123).

По мнению финансовых органов, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСН, при определении налоговой базы по налогу могут учитывать расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Кроме того, на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут быть учтены материальные расходы. Вместе с тем расходы на управленческие услуги к указанным расходам не относятся. Перечень расходов, на которые налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшать полученные доходы, приведенный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, носит ограниченный характер и не предусматривает расходы на оплату услуг по договору на осуществление полномочий единоличного исполнительного органа (письма Минфина России от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694, от 05.02.2009 № 03-11-06/2/15).

Налоговые органы считают, что при расчете налога, связанного с применением УСН, материальные расходы признаются в таком же порядке, что и в целях налогообложения прибыли (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В частности, к таким расходам относятся затраты на приобретение услуг производственного характера (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Соответственно, услугами производственного характера признаются отдельные операции по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья, а также контроль соблюдения установленных технологических процессов и другие подобные работы. Услуги по управлению организацией управляющим напрямую с приобретением услуг производственного характера не связаны, следовательно, учесть такие расходы при формировании налоговой базы при УСН нельзя (письмо УФНС России по г. Москве от 17.04.2007 № 18-11/3/035040).

Существует и судебная практика в пользу налоговых органов (постановления ФАС Центрального округа от 10.12.2010 по делу № А62-1062/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2006 № Ф04-7556/2006(28356-А46-29), ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2007 по делу № А29-6765/2006а).

Полагаем, что возможность признания расходов для целей применения УСН зависит от характера услуг управляющего. Так, бухгалтерские и юридические услуги могут быть учтены в расходах на основании пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В то же время управленческие услуги не признаются контролирующими органами при формировании налоговой базы при УСН.

В связи с этим рекомендуем, если вы будете использовать такую схему, указать в договоре (дополнительном соглашении к нему) конкретный перечень оказываемых исполнителем услуг и разделить суммы вознаграждения управляющего по разным видам услуг либо заключить два отдельных договора: на управление и на оказание бухгалтерских, юридических услуг. В этом случае организация сможет признать для целей применения УСН расходы на бухгалтерские и юридические услуги.