С российской компанией заключен договор ТЭО , в рамках этого договора мы оказываем услуги ТЭО, которые включают в себя услуги по перевалке экспортного груза на судно, услуги по поиску перевозчика и заключение договора с перевозчиком , услуги по страхованию груза. Предусмотрена фиксированная ставка на единицу переваленного груза. Но в процессе возникают от перевозчика платежи по демереджу. Расчет по демереджу приходит спустя время, когда уже нами выставлена услуга на ТЭО. Как правильно включить сумму демириджа в стоимость услуги? Возможно ли корректировочным УПД отрегулировать этот платеж? Груз уходит на экспорт и доставка груза процесс очень длительный.
Добрый день, Ольга.
Демередж - это плата за простой судна в течение контрсталийного времени перевозчику, определяемая соглашением сторон, а при его отсутствии согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту (ст. 132 КТМ РФ).
Уточните по какой причине вы собираетесь перевыставлять демередж заказчику?
Простой судна из-за несвоевременно поданного авто при перегрузке - по сути является вашим предпринимательским риском. Ведь именно на вас ложится обязанность по поиску перевозчика, а также заключение с ним от имени заказчика договора на перевозку груза. И в большинстве случаев именно по вине самого перевозчика задерживается авто под погрузку. Это как вариант ущерб который несет ваша компания (экспедитор) во взаимоотношении с портом, а виновник в данной ситуации выступает как правило перевозчик, значит именно ему должен быть перевыставлен демередж, а не вашему заказчику ТЭО в рамках оплаты стоимости услуг (и формировании стоимости оказанных услуг).
Прошу пояснить, может быть это является условием договора ТЭО - тогда как сформулировано данное положение?
Добрый день, Ольга.
К сожалению, так и не увидела ваши пояснения относительно правомерности перевыставления демереджа заказчику ТЭО в качестве цены товара.
Поэтому в настоящий момент сформируем ответ исходя из общепринятых правил.
В п. 15 Международных правил толкования торговых терминов “Инкотермс-2000” (публикация Международной торговой палаты 1990 г. N 460) указано, что условие о демередже обычно предусматривается сторонами в контракте как условие распределения между ними транспортных расходов (расходов по договору перевозки грузов морским транспортом).
Согласно ст. 132 Кодекса торгового мореплавания РФ размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа.
Таким образом, демередж может представлять собой плату перевозчику (судну) за дополнительное по окончании срока погрузки время ожидания судна в порту.
Оплата сверхнормативного простоя транспортных средств относится к штрафным санкциям, предусмотренным договором (Постановление ФАС Московского округа от 24.02.2014 N А40-82044/13-45-133).
Выставление третьим лицом штрафа не является по смыслу Гражданского кодекса РФ оказанием услуги или производством работы, которая может быть оплачена. Соответственно, перевыставление штрафа экспедитором заказчику также не является ни работой, ни услугой, подлежащей оплате.
Соответственно данные суммы не могут быть признаны составляющей цены услуг по ТЭО, а являются расходами, которые были понесены в рамках исполнения услуг экспедитором по ТЭО.
Между тем, договором ТЭО может быть урегулированы какие расходы экспедитор вправе перевыставить заказчику, и среди данных расходов демередж может отсутствовать.
-
Если договором не предусмотрено перевыставление такого вида расходов, то при таких условиях понесенные затраты на оплату демереджа являются для экспедитора расходами, связанными с выполнение услуг по ТЭО. Иначе говоря, экспедитор получая свое вознаграждение по договору в качестве дохода, а также будет признавать в качестве расходов затраты на демередж, уплаченный судну за простой.
-
Другая ситуация складывается, если демередж экспедитор вправе перевыставить заказчику перевозки, так как по условию заключенного договора ТЭО демередж входит в список расходов, перевыставляемых заказчику. В этом случае налоговые последствия таких расходов будут схожими с теми, которые которые перевыставляются заказчику.
Рассмотрим далее вторую ситуацию, так как она наиболее чаще встречающаяся.
НДС у экспедитора:
Полученные суммы демереджа связаны с оказанием услуг ТЭО, поэтому согласно п. 1 ст 162 НК РФ включаются в базу по НДС. (Письмо Минфина РФ от 10.06.2011 N 03-07-11/164).
Налог с таких сумм исчисляется по расчетной ставке 20/120 на дату получения такой суммы. Счф необходимо выписать в одном экземпляре и зарегистрировать в книгу продаж. Передавать заказчику счет-фактуру не нужно (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, п. п. 3, 18 Правил ведения книги продаж, Письма Минфина России от 23.11.2015 N 03-07-11/67917, от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, ФНС России от 09.11.2016 N СД-4-3/21171@).
НДС у заказчика-покупателя товара:
Необходимо учесть, что демередж увеличивает таможенную стоимость ввозимого товара, в случае, если такие платежи возникли до пересечения границы (Письмо Минфина России от 11.04.2017 N 03-10-12/21436).
В случае. если такие платежи возникли уже после пересечения границы - они не увеличивают таможенную стоимость товара, а соответственно не влияют на сумму таможенных платежей.
Налог на прибыль у экспедитора:
Все поступления, которые исполнитель получает от заказчика по договору, в том числе и сумма возмещаемых расходов на дату подписания акта об оказанных услугах, учитываются в доходах от реализации в общем порядке (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Начисленный по возмещаемым затратам НДС можно включить в “прибыльные” расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Поскольку этот НДС дополнительно к цене возмещаемых расходов не предъявляется (а определяется расчетным методом), то к расходам, не учитываемым для целей налога на прибыль, он не относится (п. 4 ст. 164, п. 19 ст. 270 НК РФ).
Учет в расходах:
Если условиями заключенных контрактов предусмотрено, что организация, по ТЭО в отношении транспортируемых морским судном, несет расходы по демереджу, то такие затраты она учитывает в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям признания расходов, определенных п. 1 ст. 252 НК РФ, с учетом положений ст. 272 (273) НК РФ, то есть документальной подтвержденности таких расходов на демередж.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016767)
Бухучет:
На дату получения документов от судна
Д 20,26,44 К 76. “Судно” отражена в расходах сумма демереджа
Д 90. 3 (НДС) К 76.“отложенный НДС” начислен НДС по расчетной ставке
На дату получения денег от заказчика:
Д 51 К 62. Заказчик - сумма демереджа
Д 76. “отложенный НДС” К 68 НДС - отражен НДС в книге продаж.