Приветствуем вас, Наталья!
Использование ИП, организацией любого вида интернет-рекламы, с любой периодичностью, на любой площадке в Сети - это основание для возникновения у него обязанности исполнять нормы новой ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ и маркировать информацию. Т.е. вы производите рекламный контакт и рапространятете реклму.
Конечно, описываемся вами деятельность является рекламной деятельностью
Для контроля и учета интернет-рекламы законодатели разработали систему ее прослеживаемости. Центральный элемент системы - идентификатор рекламы (уникальный цифровой код), которым должен маркироваться каждый рекламный продукт (ч. 17 ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ). Без такого идентификатора интернет-рекламу теперь размещать нельзя.
Как пояснил Роскомнадзор в Письме от 07.12.2022 № 03-108552, цифровой код присваивается любому рекламному материалу (баннеру, текстово-графическому блоку, видеоролику и т.д.). Применение идентификатора осуществляется путем его присоединения к указателю страницы сайта. Но если такое присоединение невозможно, идентификатор размещается в начале текстового блока, поверх текстово-графического блока, в начале и (или) поверх видеоролика в виде пометки. Идентификатор, содержащийся в пометке, должен быть доступен для визуализации, в том числе посредством использования программных средств.
Требования к идентификатору утверждены Приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191 Они начали действовать в январе 2023 года.
.
Получить уникальный цифровой код можно в специальной организации - у оператора рекламных данных (ч. 17 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ). Это надо сделать до начала распространения рекламного материала в Интернете. В настоящее время таких операторов семь - перечень размещен на официальном сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru) в разделе “Учет интернет-рекламы”.
Второй элемент системы прослеживаемости - единый реестр интернет-рекламы (доступ к нему зарегистрированных пользователей предоставляется в том числе с указанной страницы сайта федерального ведомства). В силу ч. 3 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ рекламодатели, рекламораспространители и другие участники рекламного рынка обязаны подавать в реестр Роскомнадзора информацию о размещенной рекламе либо обеспечивать такую подачу, если эта обязанность передана в рамках договора другому лицу (тому же рекламораспространителю). Это делается либо самостоятельно, либо через оператора рекламных данных (ч. 5 ст. 18.1), но уже после распространения рекламного материала.
Что требуется от участников рекламного рынка во втором случае (при передаче сведений через названного оператора), уточняется в Правилах N 974 <3>. Согласно их п. 10 рекламодатели (рекламораспространители) должны формировать отчеты и направлять их оператору рекламных данных в течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама. После того, как отчет поступил, у оператора рекламных данных есть 10 дней, чтобы направить сведения в Роскомнадзор (п. 8 Правил N 974).
Это ведомство ведет учет и обработку информации, а также хранит ее не менее 5 лет (ч. 13 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ). Доступ к собранным сведениям предоставляется ФАС и ФНС (ч. 15 ст. 18.1). В частности, посредством взаимодействия с антимонопольной службой Роскомнадзор может определить, относится ли информация, размещенная в Интернете, к рекламе.
Часть 3 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ определяет, что обязанность передавать сведения возникает в том числе у рекламодателей и рекламораспространителей, которые посредством Интернета привлекают к своей продукции внимание потребителей, находящихся на территории Российской Федерации.
Поскольку ИП выступают именно в этих ролях, остановимся только на них.
Не представляют сведения в реестр лишь те рекламодатели, которые обладают исключительным правом на объект рекламирования, являются изготовителем либо продавцом рекламируемого товара и при этом передали иному лицу (например, рекламораспространителю) обязанность по направлению сведений. На это указано в Критериях № 948.
То есть если учреждение намерено разместить баннер или видеоролик на сторонней интернет-площадке и указало в договоре на необходимость отправления исполнителем договора (интернет-площадкой) информации о данной рекламе, то самому учреждению отчитываться перед Роскомнадзором о проведенной рекламной акции не придется. Если же пункта о передаче обязанности в договоре с рекламораспространителем нет, учреждение должно самостоятельно направить сведения - через оператора рекламных данных либо сразу в реестр Роскомнадзора. Но в любом случае учреждение будет само нести ответственность за полноту и достоверность представленной информации (ч. 11 ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ).