Ип грузовые перевозки

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, если ИП по договору с ООО оказывает грузовые перевозки, то должен ли этот ИП проходить медицинский предрейсовый осмотр перед выполнением заказа?
Если должен, то обязательно ли заключать договор с медицинским учреждением?
Если договор заключать обязательно, то кто должен его заключить, ИП который оказывает услуги, или ООО чей груз развозят?

Приветствую вас, Марина!

Проводить предрейсовый медосмотр нужно для водителей, которые числятся в штате организации или ИП (ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ) или постоянно пользуются служебным автомобилем (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Например, курьеры, которые доставляют товары на служебном транспорте тоже должны проходить медосмотр.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.

Сотрудник, который периодически использует личный транспорт в интересах компании проходить медосмотр не должен. Процедура обязательна только для водителей предприятия.

Работники, которые провели в рейсе больше одного дня. А также, водители которые в течение рабочей смены совершили один и более рейсов, в этом случае они проходят послерейсовый медосмотр по завершении последнего рейса.
Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Обращаем внимание, что, в случаях, когда медицинские осмотры обязательны, налоговые органы рассматривают отсутствие отметки о медосмотре косвенным подтверждением того, что перевозки не было, и при наличии иных доказательств расходы, связанные с перевозкой, не подтверждают (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3463/2017 по делу № А40-78891/2016, Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2017 № Ф09-472/17 по делу № А07-9734/2016).

Если в путевом листе нет отметки о медосмотрах, если они необходимы организации/ИП наказывается следующими контрольными организациями и учреждениями:

  1. Минтрансом или ГИБДД: Для водителя — 3 тыс.руб.; для должностных лиц — 5 тыс. руб.; для организаций — 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП).
  2. Рострудом. Для должностных лиц — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; для ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.; для организаций — от 110 тыс. до 130 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).
  3. Росздравнадзор. Для водителя — от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 2тыс. до 3 тыс. руб.; для организаций и ИП — от 30 до 50 тыс. руб. (ст. 11.32 КоАП).

Есть предрейсовые медосмотры, а есть периодические медицинские осмотры для водителей по общему правилу нужно организовывать один раз в два года (п. 18 Приложения к Порядку проведения медосмотров работников, утв. приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (ред. от 01.02.2022)). Для тех, кому еще не исполнился 21 год, они организуются ежегодно (ч. 1 ст. 220 ТК РФ).

Правила проведения периодических медицинских осмотров определены в разд. I, III Порядка проведения медосмотров работников.

Учтите: если введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, вы можете, за исключением некоторых случаев, отложить проведение периодического осмотра не более чем на шесть месяцев (п. 18 Порядка проведения медосмотров работников).

Да, нужно заключать договор с медицинской организацией. Это следует из ч. 2 ст. 84 Закона об охране здоровья, абз. 2 п. 2 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. После его проведения нудно оплатить периодический медосмотр за свой счет (абз. 14 ч. 3 ст. 214, ч. 1, 9 ст. 220 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).

Данные о прохождении медицинских осмотров некоторых категорий водителей требуется заносить в личные медицинские книжки. Это касается, например, водителей организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Это следует, в частности, из п. п. 2, 5 ст. 34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, п. 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402.

ИП, если в нем числится водитель, который осуществляет перевозки. Если в штате ООО есть водители и они осуществляют перевозки, тогда заключает договор и оплачивает медосмотр ООО.

По логике законодательства РФ оплачивать и заключать договор должен работодатель водителя.

Александр здравствуйте, скажите, я верно Вас поняла?
ИП ЛИЧНО оказывает услугу по доставке грузов (работников в штате нет), значит ему не надо проходить предрейсовый осмотр?

Здесь лучше исходить, скорей всего, не из формального названия, а от существа и сути выполняемых работ. Если там много рейсов в день, либо рейсы, которые длятся более одного дня, то нужно делать медицинские осмотры. Т.к. в случае аварий или ещё чего-то правоохранительных и контролирующие органы будут меньше интересоваться формальностями.

Также обязательно нужно делать медосмотры, если речь идет об опасных грузах, пассажирах. Например, водитель который возит руководителя, других сотрудников уже занимается пассажирскими перевозками. Нужен медосмотр.

Также если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ).

Медосмотры нужны по двум причинам:

  1. Работа водителя считайся вредной, там другие отчисления по травматизму и т.д. Чтобы эти начисления были бы нужны медосмотры в том числе;
  2. Если водитель много проводит времени, например, несколько дней или же несколько рейсов, так или иначе притупляется внимание, память, возникает усталость, медосмотр позволяет оценить вообще можно ли выпускать вот сегодня водителя в рейс. Он может быть после похмелья накануне (если иногда пьет), либо просто не спал всю ночь и т.д., медик обязан при осмотре это увидеть, услышать.

Т.е. речь идёт о безопасности.

1 лайк

Александр, большое спасибо за такой развёрнутый ответ :+1:

1 лайк