Как в НУ и БУ списать товар как образец?

Добрый день!
ООО на ОСНО оптовая торговля.
В процессе работы есть ситуации, когда какой то товар используется как образец. Например баллончик с краской используется для демонстрации покупателю цвета краски и тд.
Подскажите, пожалуйста, как в бухгалтерском и налоговом учете списать такие товары? Какой документооборот такой операции и какие есть нюансы?

Спасибо!

Добрый день.
Если товар используется как образец для демонстрации его свойств, то в бухгалтерском учете это коммерческие расходы.
Если товар-образец используется не сразу, а какое-то время находится в торговом или демонстрационном зале, то сначала происходит его передача со склада в торговый/демонстрационный зал. Это оформляется внутренними проводками по субсчетам счета 41 на основании документов, фиксирующих передачу товара. Никаких обязательных унифицированных документов в этом отношении нет, поэтому выбирается удобную компании форму документа и закрепляете ее учетной политикой. (например, Требование-накладная (форма №М-11), или Карточка учета материалов (форма №М-17), или Накладная (форма №М-15) или какой-то другой первичный документ).
Контроль остатков товаров-образцов может проводиться в зависимости от специфики товаров по итогам месяца, квартала или даже ежедневно.
Когда товар-образец использован, его себестоимость списывается на счет 44 “Расходы на продажу”: Д 44 К 41.

Налоговые последствия отпуска образцов товара зависят от того, можно ли данные расходы рассматривать в качестве рекламных. Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования (статья 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Поэтому если образцы товаров передаются в рамках их рекламы неопределенному кругу лиц, то расходы на переданные образцы учитываются для налога на прибыль как рекламные в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Такой же подход применяется в случае, когда получатель образцов (например, торговая сеть) должен раздать их розничным покупателям. При этом для признания этих расходов нужно получить от контрагента (торговой сети) документы, подтверждающие проведение рекламной акции с образцами.

Но если образцы продукции передаются определенному кругу лиц - конкретным действующим или потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки, то затраты на такие образцы не относятся к рекламным расходам. В соответствии с п. 16 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) (письма Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485, от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777 и др.).

Со стоимости передаваемых образцов нужно начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) исходя из их рыночных цен. При этом на основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные при приобретении таких товаров, можно заявить к вычету (письмо Минфина России от 30.01.2020 N 03-07-11/5569).

Дополню еще про НДС-последствия.
В общем случае, как я и написала выше, бесплатная передача образцов в рекламных целях облагается НДС, поскольку согласно ст. 146 НК РФ безвозмездная передача права собственности на товары признается их реализацией.
Но если стоимость этих образцов не превышает 100 руб. , то можно воспользоваться льготой: в соответствии с пп. 25 п. 3 статьи 149 НК освобождается от обложения НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 рублей. Данный стоимостной лимит проверяется исходя из общей цены единицы товара, включая сумму НДС, предъявленную поставщиком товара (письмо Минфина России от 17.10.2016 г. N 03-03-06/2/60252).
Сейчас готовится законопроект, которым планируют лимит необлагаемых НДС рекламных товаров поднять до 300 руб. Тогда, возможно, Ваша компания сможет воспользоваться этой льготой и не начислять НДС. Правда, появится дополнительная проблема: организация раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, и распределение “входящего” НДС. Весь “входящий” НДС тогда принять в вычету будет нельзя.

Спасибо большое за ответ.
То есть если мы хотим списать товар как образец, то в НУ это будут либо рекламные расходы, которые нормируются и списать на расходы можно не более 1% от выручки реализации, либо безвозмездная передача таких образцов, которая тоже не относится на расходы налогооблагаемой прибыли?
И еще в обоих случаях нужно будет начислить НДС в обоих вариантах?

Добрый день.
Да, всё верно.

Чтобы считать, что образцы переданы в рамках рекламной акции, эта акция должна быть оформлена, при этом образцы должны передаваться неопределенному кругу лиц, а не конкретным клиентам. И если стоимость таких рекламных образцов не превышает 100 руб. , то можно не начислять НДС в соответствии с пп. 25 п. 3 статьи 149 НК.
Во всех остальных случаях НДС начисляется.

Спасибо большое!