Как выстроить хорошие клиентские отношения со своим банком (взаимодействие, открытие счетов, блокировки счета, 115-ФЗ)

Как избежать нудной переписки с банком, сэкономить время и деньги, а также сберечь нервы!

Самое главное при общении с банковскими сотрудниками - учитывайте, что у них нет практического опыта в бизнесе, а вашем тем более и свое мнение о вашей компании они будут формировать, основываясь только на информации из документов и самое неприятное - собственной фантазии!
Чтобы избежать разгула этой фантазии, несколько жизненных советов на основе моей практики!

  1. Когда оформляете документы для открытия расчетного счета, в банковской анкете детальнее указывайте вид деятельности вашей компании. Например, вместо «Оптовая торговля», рекомендуется указать более подробно: «Оптовая торговля мужской и женской обувью, верхней одеждой и текстилем». Если формат анкеты позволяет, желательно также заранее указать источники происхождения денежных средств: « Собственные средства, авансы покупателей, займы учредителей и т.д.»
  2. При запросе банком документов, всегда отправляйте вместе с ними подробное пояснительное письмо, в котором простым и доступным языком описывайте суть интересующих банка операций.
  3. При подготовке платежных поручений, максимально подробно указывайте, за что платите. За какие товары, работы услуги. Сейчас недостаточно просто указать « Оплата по договору СМР № …от……, желательно добавить «за укладку бетона на таком то объекте». Или оплата по договору поставки № … от…. за женскую и мужскую обувь (коллекция весна-лето 2019). Сделайте такие же рекомендации своим партнерам по бизнесу.
    В таком случае у банка снимется большая часть вопросов при мониторинге деятельности вашей компании.
  4. Если у вас не хватает времени подготовить ответ на запрос, отправляйте в банк письмо-ходатайство о продлении срока. Если банк вменяемый, он всегда пойдет вам на встречу. Главное не сидите «как мышь под веником» и не ждите пока вам отключат б/к за отсутствие ответа.
  5. Если приходит запрос из банка нестандартного содержания, прежде чем отвечать на него обязательно свяжитесь со своим куратором. Он обязательно прояснит ситуацию и проконсультирует исходя из сложившихся обстоятельств.
  6. Если деятельность вашей компании находится под дополнительным контролем, например, вы ведете ВЭД. Обязательно установите хорошие деловые отношения с сотрудниками профильного, в данном случае Валютного отдела. Тогда у вас появляется замечательная возможность проконсультироваться прежде, чем направить контракты и документы в банк.
    И в заключение, всегда проявляйте инициативу в общении с банком! Регулярно общайтесь со своим куратором, он обязательно проинформирует вас об изменениях банковском обслуживании и нормативных документах, а также заходите на сайт и смотрите разделы: новости, тарифы, акции.
    Как правило, ситуация всегда меняется и у вас появляется возможность выбрать для себя более выгодное предложение.

Задавайте вопросы)

3 лайка

Все верно (к пункту 6), ВК (валютный контроль) надо выбирать, как жену. В моем случае ВК был вовлечен в процесс согласования контракта с контрагентом. По этому критерию выбирался банк (РКО) при открытии ИП. ТОП-10 были отметены в процессе выбора из-за невозможности наладить контакт до того, как “все уже случилось”. Вот так и бегал с проектом контракта от ВК к ВК. Нашел, в конце концов, коллектив Милых Дам (из 3-х человек), которые, вопреки официальным тарифам, за проверку (еще не заключенного) договора не взяли ни копейки. Пара замечаний на этапе согласования и…“хороший договор, что Вы переживаете, видели бы Вы, что другие приносят…”
И с тех пор - “Houston, we have no problems”.
Особенно поразила реакция на нерепатриацию валютной выручки в размере, о Боже ж мой, целой кружки Баварского (Mass), а именно, 5 Евро )))
Контрагент (в процессе отладки взаимодействия) не-до-понял и перевел на условиях SHA вместо OUR, в результате, банк-корреспондент снял комиссию. Причем, контрактом это, увы не было отрегулировано. “Заказчик платит все налоги, сборы, комиссии, связанные с исполнением данного контракта в стране Заказчика, Исполнитель…в стране Исполнителя”. Sorry, but…банк-корреспондент “моего” банка в 3-й стране))). Приехали…
Звоню старшОй (отдела ВК) - так и так, не репатриировал кружку пива, что будем делать? Общая сумма контракта не сойдется (речь идет об экспорте услуг).
-Расслабься, мы же видим по MTU (SWIFT) куда ушли эти деньги…
-Я тоже хочу это видеть!
-Лови копию на E-mail
Упс!! Другой вопрос - налоговый учет. Но это не проблемы банка. Принял к доходу полную сумму по инвойсу (УСН 6%). По принципу - “ануегона…”. Дебиторку спишу через 3 года, как безнадежный долг (всё серьезно).
Но Девочки-то, Девочки…
Перед НГ я у них с Шампанским и сладостями, а так - дистанционка…
Резюме: На банке надо жениться, со всеми сопутствующими данному процессу оценками рисков, удобства и т.д.
Мне с моими (пока) архикомфортно.

2 лайка

денег не хватит, на всех жениться :joy:
а если серьезно, то с какой стати конфеты и шампанское таскать, если вы им и так ежемесячно отстегиваете нехилую комиссию?

никак. Можно, конечно, вести кристально чистую деятельность, поддерживать отношения с банком, пользоваться разными продуктами, мгновенно реагировать на письма и просьбы - вот только это вовсе не гарантия того, что запроса удастся избежать.

2 лайка

денег не хватит, на всех жениться :joy:
а если серьезно, то с какой стати конфеты и шампанское таскать, если вы им и так ежемесячно отстегиваете нехилую комиссию?

Комиссия ВК - копейки (с небольших сумм). Оперативный, неформальный контакт для консультаций стоит конфет и шампанского. Штрафы за нарушение ВЗ - драконовские.

[quote=“belto, post:1, topic:6069”]
При запросе банком документов, всегда отправляйте вместе с ними подробное пояснительное письмо, в котором простым и доступным языком описывайте суть интересующих банка операций.

[quote]
Банки часто просят «схему ведения бизнеса»
Потом, наверно, бизнес-планами приторговывают.

И когда уже изменят этот абсолютно провальный закон?
И запретят некомпетентным сотрудникам банка вмешиваться в деятельность предприятий

1 лайк

Схема ведения бизнеса и бизнес-план совершенно разные документы. Поэтому торговать тут нечем. Закон будут корректировать, это естественный процесс.
А некомпетентные сотрудники всегда были, есть и будут и не только в банках(

Предпринимателям оптимизирующим свой бизнес посвящается.

Сегодня пришлось отказать двум компаниям в приемке документов для открытия счета. Компании из разных сфер деятельности, одна занимается торговлей косметикой, а другая рекламной. Но проблемы у них абсолютно одинаковые!
Изучаю выписки. Минимальные платежи за аренду офиса, заработная плата сотрудников чуть больше шести тысяч рублей на человека. Кто поверит, что компания, при обороте около тридцати миллионов в месяц платит своим работникам по 6 тыс., а тем более кто будет работать за такие деньги? И наконец, вишенка на торте – размер общих налоговых отчислений, меньше 0,5% притом, что коммерческие платежи совершаются практически день в день.
Итог плачевный, у обеих компаний в выписках присутствуют несколько записей «перевод собственных средств в связи с закрытием счета» и удержанием солидной банковской комиссии. Исходя из сумм этих комиссий и дальнейших перспектив банковского обслуживания этих фирм – вся экономия от оптимизации уже накрылась медным тазом и в дальнейшей перспективе только убытки, связанные с решением проблем этих компаний.

Ведите международный бизнес без ограничений!

Когда направляете в банк контракт для предварительного контроля или постановки на учет, обратите внимание на следующие моменты.
Для придания максимального ускорения рассмотрению документов рекомендуется обязательно включать в контракт:

  1. Полные реквизиты сторон, в частности полные реквизиты иностранной стороны латинскими буквами: наименование, фактический и почтовый адрес, номер счета и наименование банка. При подписании контракта поверенным, в банк необходимо предоставить нотариально-заверенный перевод паспорта и доверенность поверенного.

  2. В контракте должны быть спецификации, включающие в себя наименование товара, количество, цену за единицу. Спецификация может быть частью контракта, а может быть в тексте контракта. Если из спецификации ясно, что поставляется большое количество разносортного товара, тогда необходимо направить в банк пояснительное письмо, в котором простым и доступным языком рассказать о структуре и экономической цели сделки. В противном случае финмониторинг препарирует вашу компанию по полной программе.

  3. Сроки проведения расчетов между сторонами не должны превышать одного года. Сроки более 180 дней, уже вызовут повышенное внимание банка.

  4. Контракт должен включать в себя условия поставки на территорию РФ или Таможенного союза. Отсутствие условий поставки по ИНКОТЕРМС может рассматриваться, как признак возможного сомнительного характера операции.

  5. В случае если иностранным контрагентом является компания офшорной или иной юрисдикции имеющей определенную репутацию, Обязательно получите у своего контрагента и направьте в банк документы, подтверждающие его действующую регистрацию в уполномоченных органах страны местонахождения.

И в заключение, серьезными стоп-факторами и поводом для дополнительной проверки будут:

Отсутствие информации об иностранном партнере в публичных источниках, а также несовпадение юрисдикций партнера и его банка.

Пункт 3 не императив. Сроки поставки современного оборудования из Европы, а там сейчас high season в общем машиностроении (завал заказов, как у изготовителей оборудования, так и у субпоставщиков компонентов для него), - 10 -12 месяцев с даты подписания контракта или с даты получения авансового платежа. Банковская гарантия против авансового платежа сроком на 1,5 года, перекрывающая не только срок поставки, но и монтаж с пуско-наладкой, а также гарантийные испытания оборудования месяца эдак на 1,5 - 2 далеко не редкость. Аккредитивы опять же, с раскрытием последних 5-15% против акта окончательной приемки оборудования.
Есть и такие монструозные виды оборудования, срок поставки которых около 2-х лет. Там при выкатке из цеха перед отгрузкой бутылку шампанского о корпус разбивают, как на судоверфях )).
Ну а срок поставки запчастей к оборудованию, так называемых “ланглойферов” (запчастей с долгими сроками поставки), составляет в нынешний “высокий сезон”, который длится уже 3 года как, в среднем 7 месяцев. Это все линейные направляющие для станков, компоненты приводов (шарико-винтовые пары), гидравлические агрегаты и т.д. Да что там, бывают подшипники со сроком поставки 11 - 12 месяцев))
PS: к тому же многие сидят на “рамочниках”, закупки режущего инструмента только по рамочным договорам. А те, как правило, с автопролонгацией.

MaxC Полностью с вами согласен по п.3 ! У меня в клиентской группе коммерческие компании (оптовая торговля, импорт тнп и продуктов питания) Производственников еще нет)))

Александр, вообще-то, по хорошему, Ваши “поднадзорные” должны предоставлять Вам выписку из регистрационного реестра контрагента. У германоговорящих это Firmenbuchauszug.

Расчеты с иностранными партнерами, как платить на третье лицо.

Платежи в пользу компаний, не являющимися сторонами по контракту, в случае отсутствия соответствующих условий в контракте на момент постановки на учет и принятия на обслуживание могут осуществляться только при выполнении следующих условий:

  1. Платеж осуществляется за уже поставленный товар и в банк представлены подтверждающие документы.

  2. Клиент представляет в банк заверенную копию контракта (договора, соглашения), или иного документа, из которого вытекает характер взаимоотношений между стороной по контракту и получателем платежа.

  3. Соблюдение требований Банка России в отношении платежей в пользу нерезидентов, не являющихся резидентами стран Таможенного Союза, по договорам заключенным с резидентами стран Таможенного союза.

Если ваша компания открыла счет в новом банке и вы хотите перевести на него остаток денежных средств из другого банка, а счет в нем закрыть.
Избегайте формулировки «перевод собственных средств, в связи с закрытием счета» в любом случае, даже если вы разрываете отношения и закрываете счет по собственной инициативе и идейным соображениям. Сделав перевод с такой формулировкой, вы получаете маркер, на который финмониторинг любого банка будет реагировать как щука на пескаря. Повышенный контроль, запросы и прочие прелести, вплоть до блока вам гарантированы.
В данном случае надо расходовать деньги с закрываемого счета на переводы контрагентам, зарплату, налоги и аренду. Можно перевести деньги с формулировкой «перевод собственных средств, для пополнения счета». В крайнем случае, принесите в банк платежное поручение с такой формулировкой в бумажном виде, каждый банк обязан исполнить такое поручение.

МахС , это что за банк такой чудесный, если не секрет, конечно.

Вообще конечно ситуация с банками чудная, вменяемых критериев нет, как работать чтобы не заблокировали счет, каждый банк ориентируется на свои ощущения и настроение сбэшников утром.

Обратной связи нет. Как работать не понятно.

ВЕСТА. 1год + 1 квартал (ВЭД) - полет нормальный.

Актуальный вопрос. Что нужно сделать, чтобы операционист написал именно такую формулировку? Во многих банках для таких платежей есть стандартная формулировка, в каждом банке своя.

не все банки дают добро на такие платежи. ВТБ, например, только перевод на свой счет в другом банке.

Добрый вечер! Подскажите как безболезненно оплатить поставщику за товар из ПСБ банка что бы не попасть под фз-115, у нас каждый платеж от 5-10 млн. р все подтверждающие документы есть, пп лично в банк принесли. Но участилась тенденция блокировки счета со стороны фин мониторинга. Сотрудники банка поясняют что раньше у вас были не большие платежи а сейчас крупные оплаты так что отправляйте но не факт что пропустят. А если заблокируют на разблокировку уйдет не один день, нас поставщики сожрут живьем пока будем ждать разблокировку

Отправляйте частями