Доброе всем время суток!!! У меня следующая проблема - имеется компания, которой стали звонить партнеры и говорить что банки не “пропускают” платежи в наш адрес, т.к. компания находится у одних в “красной” зоне, у других в “желтой” зоне. С какого момента и от каких органов это идет, мы понять не можем. В кредитах стали отказывать, причина - "красная " зона. Пробовали в разных банках - ответ везде как под копирку. Договора с новыми партнерами не заключаются, т.к. “светимся”. Как начать выкручиваться мы не знаем. Специалист одного банка посоветовала написать письмо в ЦБ РФ с требованием об исключения из “красной” зоны.
Может кто сталкивался с этой ситуацией, помогите разобраться
Приветствуем вас, Людмила!
С 1 июля 2022 года банковских клиентов разделяют на три группы риска, каждой из которых присвоен свой цвет - зеленый, желтый, красный. Эта система называется “банковский светофор”.
- Красный - высокий риск: Это технические компании, созданные для проведения сложных схем и сомнительных операций. По оценке ЦБ РФ, “красных” клиентов составляют 0,7% от общего бизнеса. Банк обязан “замораживать” их деньги.
- Желтый - средний риск: Это реальные компании, замеченные в проведении подозрительных операций. “Желтых” клиентов, по данным ЦБ РФ, примерно 0,3%. Банкиры должны запрашивать документы и пояснения о проводимых операциях.
- Зеленый - низкий риск: Это 99% компаний и ИП, ведущие реальную хозяйственную деятельность и не участвующие в сомнительных схемах.
Ранее банки сами отслеживали действия своих клиентов и блокировали сомнительные операции. Теперь же Центробанк публично включился в это дело. Регулятор будет анализировать операции предпринимателей и определять их в одну из трех групп. Информацию о компаниях ЦБ РФ собирает из обычных банков: как правило, все межбанковские переводы проходят через его корреспондентские счета.
Банки не обязаны сообщать своим клиентам, к какому цвету “светофора” их отнесли. Исключение - клиенты из красной зоны: о присвоении высокого уровня риска банк уведомит их в течение 5 рабочих дней, указывают эксперты.
Проблема заключается в недостаточной прозрачности нормативного регулирования банковского контроля за операциями по Федеральному закону № 115-ФЗ, утверждают эксперты. Требования банков, мотивированные Федеральным законом № 115-ФЗ, выходят за рамки норм этого Закона и основываются на внутренних инструкциях и регламентах, что суд истолковал как необоснованный выход банка за пределы его компетенции по контролю операций.
Компания может оказаться в красной зоне, если:
- наблюдается высокая оборачиваемость денег - они только поступили на счет, и их сразу же перевели на другой. “Обнальщики” не держат деньги на счете, они переводят их сразу, как получат;
- отсутствуют налоговые и зарплатные отчисления со счета;
- отсутствуют платежи по текущим расходам компании. Обычно компании платят за аренду офиса, свет, газ, воду, канцелярские товары, бумагу - все, что помогает бизнесу работать. Если такого нет, это подозрительно;
- контрагенты клиента, которым он отправляет деньги, похожи на компании-“однодневки”. Если компания выбрала партнером “однодневку”, банки считают, что и сама компания может работать нечестно.
Оценку можно оспорить в межведомственной комиссии при ЦБ РФ. Если ее решение не удовлетворяет, можно обратиться в суд. Уже появились положительные решения (см. дело № А40-28825/22-156-177).
Письмо ЦБ РФ о том, как обратиться в комиссию, размещено на сайте:
В любом случае стоит обращаться. У нас есть позитивный опыт одного из пользователей сайта, обратившегося в ЦБ РФ, но там, конечно, были иные вопросы.
Чтобы эффективно разблокировать счет, нужно знать точную причину, так как от этого сильно зависит алгоритм. Например, это может быть из-за того, что не подали налоговые декларации, тогда если их подать и заплатить все задолженности, счет будет разблокирован.
Есть блокировка счета, есть приостановление операций и т.д. Лучше написать запрос в банк и действовать в зависимости от причин ограничений.
Вам нужно будет собрать очень много документов и очень грамотно оформить обращение в комиссию и потом в суд, вам лучше обратиться к опытному юристу или специалисту, который имеет такой опыт.