НДФЛ резидентов РФ при работе в найме в Казахстане

Добрый день, прошу дать разъяснение по следующим вопросам с приложением нормативно правых актов.
Вопрос. Сотрудник - резидент РФ весь 2022 год, устроился работать в организацию Казахстана в ноябре 2022года.Фирма не филиал РФ, и к РФ никак не относится. Получает там зарплату. С него удерживаю доход по повышенной ставке как с нерезидента РК.
Как сотрудник должен платить налог, ведь согласно Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ и РК, где п1и2 прописано что налог платится по ставке 13% в РФ при определенных условиях ( а они выполнены) Или же важнее Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 где сказано что для нерезидентов членов ЕАЭС должны удерживать ставку как для резидентов страны где сотрудник работает. И это потом можно зачесть в счет уплаты налога в РФ? Вопрос : как сотрудник резидент РФ должен платить налоги работая в найме на Казахскую компанию. И можно ли перезачесть уже оплаченные налоги в казахстане при оплате налогов в РФ

1 лайк

Добрый день, Людмила.

Если гражданин России поехал работать в Казахстан, но остается налоговым резидентом РФ, НДФЛ он должен уплачивать только в России. Доход, полученный в иностранной валюте, нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату получения дохода.
Таким образом, для уплаты НДФЛ важен налоговый статус работника.

Обоснование:
В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если трудовой договор предусматривает определение места работы работника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации по такому договору, согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса, относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Однако статьей 7 Налогового Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция).
В соответствии со статьей 1 Конвенции данная Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих договаривающихся государств.
Согласно пункту 1 статьи 15 “Доходы от работы по найму” Конвенции заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, получаемое в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.
При этом согласно пункту 2 статьи 15 Конвенции, несмотря на положения пункта 1 данной статьи Конвенции, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:
а) получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;
б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства;
в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом государстве.

Исключительное право на налогообложение в Российской Федерации доходов в связи с работой по найму, осуществляемой на территории Республики Казахстан, реализуется только при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 2 статьи 15 Конвенции, а также при сохранении физическим лицом, получающим такой доход, статуса налогового резидента Российской Федерации. (Письма Минфина России от 21.04.2022 N 03-04-06/35789, от 16.02.2021 N 03-08-05/10495, от 19.12.2019 N 03-04-06/99477).

В случае если такое физическое лицо утрачивает статус налогового резидента Российской Федерации, но при этом признается налоговым резидентом Республики Казахстан для целей применения Конвенции, что должно быть подтверждено сертификатом, выданным соответствующим компетентным органом Республики Казахстан, налогообложение доходов в виде заработной платы и других подобных вознаграждений от работы по найму, осуществляемой на территории Республики Казахстан, осуществляется согласно нормам пункта 1 статьи 15 Конвенции только на территории Республики Казахстан.

Одновременно сообщаем, что при сохранении физическим лицом статуса налогового резидента Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции Республика Казахстан имеет первоочередное право на налогообложение доходов в связи с работой по найму, осуществляемой на территории Казахстана.
При этом пунктом 2 статьи 23 Конвенции предусмотрено, что, если резидент Российской Федерации получает доход или владеет капиталом в Республике Казахстан, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Республике Казахстан, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Республике Казахстан, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в Российской Федерации. При этом такой вычет не может превышать сумму российского налога, исчисленную с такого дохода в Российской Федерации в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Тем самым устраняется двойное налогообложение.

Так, при разъяснении ситуации, когда резидент Казахстана получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в РФ (т.е. ситуации, “противоположной” рассматриваемой), Минфин РФ в Письме от 15.11.2016 N 03-04-06/66811 указал:
“При соблюдении всех условий, указанных в п. 2 ст. 15 Конвенции, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в РФ, получаемое физическим лицом - налоговым резидентом Республики Казахстан, подлежит налогообложению только в Республике Казахстан.
В случае если соблюдаются не все условия п. 2 ст. 15 Конвенции, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в РФ, получаемое физическим лицом - налоговым резидентом Республики Казахстан, с учетом положений ст. 208 и 209 НК РФ подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в РФ”.
Такое же мнение отражено в Письмах Минфина РФ от 12.02.2016 N 03-04-06/7799, от 29.01.2015 N 03-04-06/3349, от 28.08.2014 N 03-04-06/43023.
В рассматриваемой ситуации налогообложение доходов персонала, работающего в Казахстане, будет зависеть от срока пребывания каждого из работников в Казахстане и от того, образуется ли постоянное учреждение российской организации в Казахстане (это особенность законодательства РК).
Если образуется постоянное учреждение (в т.ч. без открытия филиала или представительства), то российская организация становится налоговым агентом по индивидуальному подоходному налогу, уплачиваемому в Казахстане (аналогично НДФЛ) на основании ст. 350 НК РК. Если постоянное учреждение не образуется, но работник находится на территории Казахстана более 183 дней в течение 12 месяцев, то он должен будет уплатить налог самостоятельно на основании подп. 1 п. 1 ст. 356 НК РК. Ставка налога 10% (п. 1 ст. 320 НК РК).
Таким образом, российская организация будет налоговым агентом в Казахстане по налогу с доходов работников, направленных в Казахстан, если деятельность по договору о предоставлении персонала образует постоянное учреждение. Если постоянное учреждение не образуется, но работник находится на территории Казахстана более 183 дней в течение 12 месяцев, то он должен будет уплатить налог в Казахстане самостоятельно.

1 лайк

Гульнара я правильно понимаю что в этой ситуации когда физическое лицо резидент РФ работает и находится в Казахстане на компанию, которая зарегистрирована в Казахстане. И не относится к РФ никоим образом( не филиал, не подразделение) то мы используем только положения конвенции. Договор ЕАЭС мы в этой ситуации не применяем?

Ответ дорабатывается, еще минут 15.

Верно.
Что касается применения Соглашения (Договора о ЕАЭС).
В соответствии со буквальной формулировкой ст. 73 Договора - в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц - налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Что подразумевает следующее: В случае если доход физлица - резидента России облагался бы в Казахстане (то есть у Казахстана (казахстанской организации) было бы право на удержании налога при выплате дохода), то в рамках применения такой нормы применяются ставки как для резидентов Казахстана.

В Вашей же ситуации эта норма юридически не работает, так как у Казахстана до момента потери статуса налогового резидента РФ не возникает право на налог.

Боже. Спасибо. Это я и хотела услышать. По итогу теперь С резидентов РФ неправомерно удержали налог. Да еще по повышенной ставке.

1 лайк

Пожалуйста, рада была помочь)