У ИП есть вопросы по поводу запроса из налоговой, он хочет отправить главного бухгалтера, чтобы задать вопросы налоговому инспектору. Нужна ли доверенность на главного бухгалтера, чтобы он мог представлять ИП в налоговой?
Приветствуем вас, Сергей!
Да, для физических лиц, в том числе ИП, нужно нотариальная форма доверенности, если представить ИП в ФНС, причем неважно работает ли например главным бухгалтером у ИП или же это бухгалтер на аутсёрсинге.
Это установлено п. 3 ст. 29 НК РФ.
С 23.12.2020 уполномоченный представитель предпринимателя также может действовать на основании доверенности в форме электронного документа, подписаного УКЭП (п. 3 ст. 29 НК РФ в ред. закона 23.11.2020 № 374-ФЗ), формат электронной доверенности утв. приказом ФНС от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@.
Доверенность в ИФНС от ИП образца 2022-2023 годов, заверяемая нотариально, должна содержать сведения, поименованные в п. 6.2 Приложения к Письму ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3. Так, документ должен содержать:
- реквизиты ИП (ОГРНИП, ИНН) и доверенного лица;
- наименование, дату и место заключения доверенности;
- период действия;
- дату и подпись поверенного и доверителя;
- перечень полномочий доверенного лица.
При необходимости в доверенности указывается возможность передоверия полномочий третьим лицам (п. 1 ст. 178 ГК РФ).
Выданной доверенностью лицо может быть уполномочено предоставлять от имени ИП истребуемые выписки, справки, письма, бухгалтерскую и прочую документацию в ИФНС, а также получать в налоговой инспекции акты, решения по налоговым проверкам и прочие документы, направленные доверителю.
А обычной подписанной доверенности будет недостаточно? И я просто как Главный бухгалтер не могу записаться в налоговой и уточнить вопросы по налогам и требованиям налоговой?
То есть можно не нотариальную а электронную доверенность оформить? А как это сделать? Через СБИС? И главное как показать эту доверенность налоговому инспектору?
Нет, это требование НК РФ.
Главное, чтобы там была КЭП ИП на ней. МЧД (машиночитаемая) будут в базе, которую “видит” в том числе ФНС, вам ничего показывать не нужно будет, кроме паспорта.
Но ведь для МЧД нужна и личная подпись сотрудника чтобы её заверить верно?
Да, сейчас только личные подписи есть для сотрудников, они привязываются к ИП и ЮЛ с помощью МЧД.
МЧД приравнена к нотариальной доверенности, если вы будут представить интересы в ФНС и СФР, например.
В смысле сотрудник должен иметь электронную подпись чтобы такую зарегистрировать?
Если у вас есть сертификат ИП, то он будет действовать до 31.08.2023, после этой даты подписанные им документы не будут иметь юридической силы. В обязательном порядке понадобится сертификат физлица в паре с МЧД.
После этой даты сертификаты физических лиц отличаются от сертификатов сотрудников тем, что там нет никаких сведений об организации (ИП). В личном сертификате приводятся только данные физического лица, что позволяет владельцу пользоваться одним сертификатом сразу в нескольких организациях.
То есть для оформления МЧД у сотрудника должен сертификат физического лица или же (это тоже самое) электронная подпись физического лица. Ею можно подписывать документы в электронном виде и прикладывается МЧД.
Надеемся, теперь ясны наши пояснения?
То есть если у ИП есть электронная подпись ИП для подписания документов, МЧД можно подписать этой подписью за сотрудника до 31.08.2023?
Мы обсуждали сейчас не ИП, а именно сотрудника (главного бухгалтера), вы же ставили вопрос об этом? Причем тут ИП, он сам себя может в ФНС представлять без всяких доверенностей.
Если вам сложно разобраться, то лучше просто оформить нотариальную доверенность на представление интересов ИП главным бухгалтером или иным представителем.
Я говорю о том, что если ИП хочет, чтобы Главный бухгалтер представлял его в налоговой по МЧД, то МЧД должен с одной стороны подписать ИП своей электронной подписью, а также сотрудник своей подписью или как?
Подписывает КЭП сам ИП МЧД.
Но если главный бухгалтер будут послать в ФНС документы от имени ИП, он должен свою подпись физического лица ставить и прикладывать МЧД.