Добрый день.
- Расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника названы в подпункте 48.1 статьи 264 НК РФ в составе «прочих» расходов. «Прочие расходы» можно считать косвенными.
Но Налоговый кодекс не содержит жесткого состава «прямых» и «косвенных» расходов. Из формулировок статей 318 и 320 НК РФ только следует, что прямые расходы — это те, которые имеют явную связь с процессом производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Косвенные расходы такой непосредственной связи не имеют.
В пункте 1 статьи 318 НК РФ приведен только минимально необходимый состав прямых расходов. Но контролирующие и судебные органы неоднократно подчеркивали, что налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели (определение ВАС РФ от 13.05.2010 № ВАС-5306/10, письма Минфина от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 № 03-03-07/55268, от 05.09.2018 № 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 № 03-03-06/1/13785, и др.).
Поэтому состав прямых и косвенных расходов организация должна определить самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Расходы, не указанные в учетной политике как прямые, будут считаться косвенными (ст. 318 НК РФ).
В соответствии с ФСБУ 5/2019 все организации (кроме относящихся к серийному и массовому производству) с 2021 года должны оценивать в бухгалтерском учете стоимость незавершенного производства и готовой продукции по сумме прямых и косвенных затрат. При этом косвенные затраты должны распределяться между конкретными видами продукции, работ или услуг обоснованным способом, установленным организацией самостоятельно.
Однако в данном случае разниц между бухгалтерской и налоговой оценкой возникать не должно, поскольку различие здесь только терминологическое: и в том, и в другом учете в себестоимость продукции должны включаться все затраты, непосредственно связанные с ее производством.
На счете 26 отражаются управленческие расходы, то есть те расходы, которые не связаны непосредственно с производственной деятельностью, а обеспечивают работу предприятия в целом. Если речь о больничных не по сотрудникам административно-управленческого персонала, а по сотрудникам, непосредственно участвующим в выполнении проектов, то я не вижу оснований относить такие расходы на счет 26.
Поскольку в ситуации, о которой идет речь в вопросе, организован позаказный учет и распределение зарплаты каждого сотрудника по проектам, аналогичным образом может быть произведено и распределение по проектам, в которых участвует сотрудник, оплаты больничных за счет работодателя.
Порядок отнесения затрат, связанных с производством и реализацией, к прямым расходам целесообразно устанавливать в бухгалтерском и налоговом учете одинаково.
- Порядок распределения для целей бухгалтерского и налогового учета отпускных для сотрудников, непосредственно занятых в выполнении проектов, также определяется учетной политикой организации.
Конечно, относить такие затраты на “закрытые” проекты невозможно. Но бухгалтерском учете нужно создавать резерв на оплату отпусков, и тогда суммы резерва будут отнесены на расходы по конкретным проектам, в которых участвует сотрудник.
В налоговом учете создание резерва на отпуска - это право (а не обязанность) организации. Но это право можно реализовать. И для уменьшения различий между бухгалтерским и налоговым учетом разработать методику создания резервов по правилам статьи 324.1 НК РФ