Здравствуйте!
Вопрос по оформлению закрывающих документов и отражению их в учете у исполнителя.
Мы - ООО на ОСНО, оказываем услуги оценки. Формируем закрывающие документы (акт и сф) по факту согласования и формирования отчета об оценке. В основном проблем с подписанием документов со стороны заказчика не бывает. С заказчиками контактируют менеджеры, с них мы и требуем подписанные документы.
Но периодически случаются ситуации, когда заказчики, подписывая акт, ставят свою дату подписания документа. Это может произойти и на стыке 2х кварталов. Правильно, что мы отражаем в учете и налоговой отчетности (ндс и прибыль) документы той датой, когда мы их выставили, а не той, когда их подписал заказчик? Смутили некоторые комментарии по этому поводу: исполнитель должен отразить закрывающие документы у себя датой подписания заказчиком. Но это сложно уследить, поскольку заказчиков много, акты не всегда возвращаются в бухгалтерию своевременно, отчетность сдана.
Спасибо.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который, в свою очередь, должен составляться при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания п.п.3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
При этом п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В силу п. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичном учетном документе, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В связи с этим применительно к рассматриваемой ситуации обращаем внимание на документ: Рекомендация Р 62/2015-КпР “Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам”, принятая фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта “Бухгалтерский методологический центр” 20 мая 2015 г. (далее - Рекомендация)*(1). В нем представлены рекомендации по отражению в бухгалтерском учете ситуации, когда в отчетном периоде имел место подлежащий признанию в отчетности факт хозяйственной жизни, возникающий из гражданско-правовых отношений с другим экономическим субъектом (например, продажа/приобретение товаров, работ, услуг, имущественных прав), при этом соответствующий “внешний” первичный учетный документ был составлен и (или) поступил в организацию после окончания отчетного периода, но до даты составления отчетности за данный период.
В Рекомендации отмечено, что своевременная регистрация факта хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета означает, что факт хозяйственной жизни должен регистрироваться по его дате совершения, а не дате первичного документа, которым факт хозяйственной жизни оформлен.
Следовательно, для принятия к бухгалтерскому учету первичного учетного документа имеет значение дата совершения факта хозяйственной жизни, а не дата составления и (или) получения первичного документа
По общим правилам согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
При определении организацией в налоговом учете доходов и расходов методом начисления расходы по оплате выполненных работ (оказанных услуг) производственного характера признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) (п. 2 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 03.11.2015 N 03-03-06/1/63478, от 22.09.2014 N 03-03-06/1/47331, ФНС России от 12.04.2013 N ЕД-4-3/6811).
В отношении прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям, в том числе за предоставленные ими услуги (в виде иных подобных расходов) в качестве даты их осуществления (признания) пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ определена дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Специалисты финансового ведомства в отношении длящихся услуг разъясняют, что если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), то такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе Минфина России от 02.08.2019 N 03-07-11/58375, от 28.04.2016 N [03-03-06/1/24705, письмо ФНС России от 21.08.2015 N ГД-4-3/14815@).
При этом из письма Минфина России от 19.10.2015 N 03-07-11/59682 следует, что при применении ЭДО для целей налогообложения прибыли организаций расходы подлежат признанию в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся в соответствии с условиями договора. Датой признания расходов в целях налогообложения прибыли организаций будет признаваться дата документа, сформированного в подтверждение возникновения соответствующих расходов.
В письме ФНС России от 02.07.2015 N ГД-4-3/11546@ указывается, что если услуги фактически оказывались налогоплательщику согласно условиям договоров в отчетном (налоговом) периоде длительно и (или) многократно с регулярным определением их выполненных и принятых объемов и подтверждающие указанные расходы документы в бумажном или электронном виде, содержащие информацию о периоде оказания услуг, были составлены в следующем отчетном (налоговом) периоде, то в целях налогообложения прибыли признание расходов, к которым применяется норма пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, на последнее число отчетного (налогового) периода, включающего указанный период их фактического потребления, не противоречит налоговому законодательству.
Из изложенного следует, что расходы по услугам учитываются при налогообложении прибыли в периоде их фактического потребления (получения), несмотря на то, что первичные учетные документы были переданы через систему ЭДО позже фактического потребления (приобретения) услуг.
В общем случае налогоплательщик имеет право принять к вычету сумму НДС, предъявленную ему продавцом при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, при одновременном выполнении следующих условий:
- наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, выставленного продавцом (п. 2 ст. 169, [п. 1 ст. 172НК РФ);
- принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет при наличии соответствующих первичных документов ([п. 1 ст. 172 НК РФ);
- приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 2 ст. 170 НК РФ).
Следовательно, организация вправе принять к вычету сумму НДС, предъявленную ей исполнителем услуг, в том налоговом периоде (квартале - ст. 163 НК РФ), в котором будут соблюдены все перечисленные условия.
Из приведенных условий следует, что организация вправе принять к вычету сумму “входного” НДС в том периоде, когда получен счет-фактура.
Вместе с тем из этого правила есть исключение, содержащееся в п. 1.1 ст. 172 НК РФ, согласно которому при получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до установленного ст. 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период, покупатель вправе принять к вычету сумму налога в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ.
Таким образом, при получении счетов-фактур до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором товары (работы, услуги) приняты на учет, налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС по таким товарам (работам, услугам) в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были приняты на учет
Добрый день! В основном вижу в ответе о первичных документах при учете расходов. Но меня больше интересует учет доходов. Мы - исполнители.
Я сформировала реализацию 25.09.2022г. - акт и счет-фактуру, передала документы на подпись. А мне возвращают подписанный документ заказчиком и с датой 26.10.2022г.
Но я уже отчиталась в налоговую, а так же перечислила в бюджет ндс , налог на прибыль.
Добрый вечер.
Вы все сделали правильно.
Да, я все расписала со стороны покупателя услуги. Но все же ответ на вопрос там есть: вы отражаете в учете документ той датой, когда вы его выписали, а выписиываете тогда, когда оказали услугу.
Спасибо!
Я еще хочу добавить.
При оценке, если обратное не прописано в договоре, документом подтверждающим оказание услуг является акт оценки. Это следует из статьи 11 закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.
Если у вас в договоре не прописана обязанность выставлять акты, то документом, подтверждающим оказание услуг, является сам отчет об оценке. И акт оказания услуг вообще не нужен.
У нас во всех договорах есть условие, что акты оказанных услуг выставляются и должны быть подписаны и возвращены исполнителю.
Спасибо за ответы.
В продолжение темы ситуация, которая происходит в реальном времени.
Мы выставили документы, заказчик их подписал позже на 20 дней, а теперь требует с нас счет-фактуру, выставленную в течение 5 дней после подписания им акта.
Закидывает вот этими ссылками.
Добрый вечер.
Прежде всего, в п.3 ст.168 НК вообще не упоминаются акты. Отсчет идет от даты оказания услуг. Согласно статье 11 закона об оценке, именно отчет об оценке является итоговым документом оценки, поэтому он и подтверждает оказание услуг. После его составления уже никакие услуги не оказываются. Это особенность именно услуг оценки. И применять к ним нормы, например, договоров подряда, когда работы считаются принятыми только после подписания заказчиком акта выполненных работ, некорректно.
Если вы выставите счет-фактуру более поздней датой и включите в другой квартал, то налоговая инспекция при проверке может посчитать это недоплатой налога в квартале, когда услуги были оказаны.
Поэтому соглашаться с доводами заказчика или нет, решать вам. Но во избежании споров в дальнейшем, лучше внести изменения в условия договора и установить срок подписания актов. Если они вообще вам или клиентам нужны.