Оформляем совмещение профессий при приеме на работу

Вычитал где-то что совмещение профессий надо оформлять допом к ТД и только допом. Считаю что это не всегда так.

В общем наверное лучше сразу к конкретике. Есть должность бухгалтер-кассир. Трудовая функция в ТД указана вперемешку и для бухгалтера и для кассира, но на совмещение должностей есть отдельный раздел в ТД:

  1. Соглашение о совмещении профессий
    10.1. Стороны Договора определили, что выполнение конкретной трудовой функции согласно п. 2.1. настоящего Договора производится на постоянной основе в соответствие со ст. 60.2 Трудового Кодекса РФ совмещением профессий бухгалтера и кассира.
    10.2. За совмещение профессий, обусловленное выполнением конкретной трудовой функции согласно п. 2.1. настоящего Договора в соответствие со ст. 151 Трудового Кодекса РФ Работнику устанавливается доплата в размере 30% от тарифной ставки (п. 8.1. Договора).

Так же есть должность менеджера в обязанности которого входит и работа на ККМ, а когда бухгалтер-кассир на выходном (1 раз в неделю), больничном или в отпуске, то менеджер оформляет первичку по работе с денежной наличностью. Но эта обязанность возникла постепенно и ее ввели допом к ТД. Вот так выглядит доп

  1. помимо работы по должности "Менеджер", обусловленной трудовым договором, Работник обязуется на постоянной основе выполнять в пределах установленной ему нормальной продолжительности рабочего времени дополнительные обязанности по должности "Кассир" на время отсутствия на рабочем месте бухгалтера-кассира, а именно:
  • осуществляет прием наличных денежных средств и денежных средств по платежным картам от покупателей с применением контрольно-кассовой техники, выдачей чека ККМ покупателям и с одновременным занесением информации в компьютерную базу данных

  • оформляет необходимую документацию по применению контрольно-кассовой техники

  • контролирует движение денежных средств в кассе

  • оформляет первичные кассовые документы в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ

  • обеспечивает сохранность документов бухгалтерского учета

  • хранит коммерческую тайну, держит в секрете информацию о месте и способе хранения денежных средств, о процедурах их отправки и получения

  1. за совмещение профессий, в виде дополнительных обязанностей, предусмотренных подпунктом 2 настоящего соглашения, в соответствие со ст. 151 Трудового Кодекса РФ Работнику устанавливается доплата 10% от тарифной ставки, установленной подпунктом а) пункта 14. трудового договора

Сейчас принимается на работу новый менеджер, вопрос а можно совмещение профессий зафиксировать прям в трудовом договоре? Или нельзя и бухгалтера-кассира лучше на основой договор и доп. разбить?

А почему вообще речь идет о каком-то совмещении профессий? Кто может запретить написать в договоре и в должностных обязанностях все, что нужно? Это у бюджетников могут быть проблемы или в случае вредных работ. Но тут-то что мешает?

О не бюджетную должность бухгалтер-кассир сломано много копий, вердикт оформлять совмещение обязательно, ну по крайней мере я так понял.

В конце прошлого года на Клерке были разъяснения конкретно по бухгалтеру-кассиру.

Элемент бреда есть, начинается он от штатного расписания, так как уже в штатном расписании для этой должности надо указывать и оклад и надбавку

Кто мог вынести такой вердикт?

Вспоминая откуда взялись вердикты, от Минтруда конечно, вот например ПИСЬМО Минтруда РФ от 20.07.2016 № 14-2/В-688

Вопрос: С 1 июля компании обязаны применять профессиональные стандарты, если Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные акты устанавливают требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Законодательство не устанавливает требования к главному бухгалтеру или обычному бухгалтеру в обществах с ограниченной ответственностью. В то же время ООО может взять стандарт (утв. Приказом Минтруда от 22.12.2014 N 1061н) за основу, чтобы определить требования к квалификации работников. В профессиональном стандарте бухгалтера также названы трудовые функции. Они не предусматривают обязанности по ведению кассы, приему и выдаче наличных. Хотя на практике эти функции часто выполняет бухгалтер.

  1. Вправе ли компания в должностной инструкции бухгалтера записать обязанности кассира?
  2. Обязана ли компания отдельно доплачивать бухгалтеру за совмещение, если он ведет кассу, но в штатном расписании нет должности кассира?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 июля 2016 г. N 14-2/В-688

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу совмещения профессий и в пределах компетенции сообщает.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК) устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях: согласно части второй статьи 57 ТК наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений; согласно статье 195.3 ТК требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по применению профессиональных стандартов размещены на официальном сайте Минтруда России по адресу: Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт | Информация от 5 апреля 2016 г..
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в Вашем обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Как закреплено статьей 60.2 ТК, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Согласно статье 151 ТК при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК).
Следовательно, чтобы в обязанности бухгалтера входило ведение кассы, работодатель должен:

  1. заключить с ним соглашение о совмещении должностей и ознакомить его под роспись с должностной инструкцией кассира. В соглашении нужно установить:
    — размер доплаты за совмещение:
    — срок совмещения — например, на период отпуска кассира или до приема работника на должность кассира;
  2. издать приказ о возложении на работника обязанностей кассира в порядке совмещения должностей;
  3. оформить прием-передачу кассы.

Заместитель директора Департамента
оплаты труда, трудовых отношений
и социального партнерства Минтруда России
Т.В.МАЛЕНКО
20.07.2016

Надежда Вы считаете заморочились мы зря? Можно просто было описать все должностные обязанности в трудовом договоре и установить за все единый оклад? А не дробить на оклад + надбавка за совмещение по сути подгоняя под ту зарплату которая устраивает обе стороны?

Мое мнение такое:

“По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению. Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ”"

–есть разные понятия бухгалтер-кассир и кассир
бухгалтер-кассир - можно в ДИ определить что просто прием и выдача нал.средств - не затрагиваемые применением кассового аппарата- тогда совмещение делать не обязательно
а есть отдельная должность- кассир- т.е. сотрудник работающий с кассовым аппаратом- такой как кассир торгового зала например- по приему ден.ср от покупателей- такие сотрудники также должны иметь удостоверение о прохождении обучения на кассе и прочее- вот в этом случае я бы все таки сделала доп согл о доплате.

Это каким НПА установлено?

Назвать должность “бухгалтер-кассир”, в долж инструкции написать все обязанности, если обычное небюджетное предприятие.

Согласно п. 2.1 разд. II Типовых правил к работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие настоящие Типовые правила.

Таким образом, действительно согласно Типовым правилам эксплуатации ККТ кассир перед допуском к работе должен пройти обучение по работе на кассовом аппарате в ЦТО (центре технического обслуживания).

Но из Типовых правил эксплуатации ККТ не следует, что кассир должен иметь удостоверение.

Однако если у кассира есть документ, подтверждающий такое обучение (соответствующее удостоверение), то это, конечно, большой плюс.
Никаких штрафов за отсутствие документа (удостоверения) об обучении кассира работе на ККТ законодательством не предусмотрено.

в общем если у вас не такой большой обьем движения наличных- поступлений от покупат и заказч- и вы не попадаете под исключения - бюджет, льготники - то просто не забивайте себе лишней информацией голову- просто как пишут выше - ДИ и ТД и штатное расписание- на должность бухгалтер-кассир- я пока не слышала что кого то за это спросили

Типовые правила уже не действуют.

да они и раньше особо не спрашивались, но работодатели часто направляют сотрудников на получение такого удостоверения- там где просто платишь- тебе его выдают- лишь бы было)))) но у вас не в этом вопрос- у вас обыкновенное МП- просто введите в штатное должность бух кассира- и корректно отредактируйте ДИ- и все- обычно никто к этому не цепляется

Хорошо, все таки спор есть и вопросы не у меня одного, я с удостоверением оператора ККМ конечно не согласен (это чистое обдиралово, за него даже штрафа не было когда это действовало, а сейчас и подавно), а все таки есть письма Минтруда и умозаключения на них специалистов, начитавшись которых мы и ввели совмещения.

Тут вопрос в конкретном примере именно бухгалтера-кассира, именно на эту должность были рекомендации, я правда их сейчас найти не могу. А вот менеджер он 4 дня в неделю занимается одной работой, а 1 раз в неделю, когда бухгалтер-кассир на выходном делает и ее работу, частично правда и это не скрыть, на чеках ККМ его ФИО, в ПКО, РКО его ФИО и подписи.

Вопрос вот в чем, ну есть совмещения, ну есть доплаты, нарушений то получается нет, есть просто лишние заморочки. Есть правда и такой факт, зарплата у всех одинаковая, но допустим у кладовщика это просто оклад в 20 тыс. руб., а у бухгалтера кассира оклад 15 тыс. руб. и надбавка за совмещение 5 тыс. руб. у менеджера оклад 18 тыс. руб., надбавка за совмещение 2 тыс. руб., а в общем у всех 20 тыс. руб.

у вас видно что з-пл то у всех разная)))) и суммы доплаты разные- остальное совпадения…