Добрый день, коллеги! Очень нужен совет!
Индивидуальный предприниматель скончался. Предприятие - действующее производство со штатом работников, договорами аренды, поставок и проч. Деятельность не прекратили.
В наследство не вступили, поскольку не истек положенный срок 6 месяцев. Договор доверительного управления не оформлен. Гл. бухгалтер продолжала перечислять налоги (в т. ч. НДС, поскольку предприятие - плательщик) и взносы в бюджет.
Контрагент (покупатель) сдал отчет по НДС за третий квартал, в который включил счета-фактуры, выданные после смерти индивидуального предпринимателя. Налоговая отказалась принять эти счета-фактуры.
Два вопроса:
Возможно ли подтвердить покупателю уплаченный НДС при приобретении товаров.
Как работать предприятию до наступления срока вступления в наследство, если ИП считается недействительным.
Заранее благодарна за вашу помощь
Никак. Нет никакого предприятия. Было физическое лицо, которое умерло. Статус ИП не переходит по наследству. Если есть кто-то из наследников, желающий продолжить деятельность, то пусть регистрируется как ИП и переводит к себе работников
Ваш ответ понятен, спасибо.
А что вы скажете, возможно ли пересдать отчетность за второй квартал, чтобы в него включить нужные счета-фактуры? НДС по ним перечислен, практически обязательства выполнены…
Примет налоговая уточненку после смерти предпринимателя?
а вообще
1.как в этой ситуации действовать например наследникам??..что б бизнес не рухнул…
или
2,что сделать ИП-шнику заранее??, что бы например обеспечить плавный переход дел…ну если что…))))
Для автора поста: то что произошло после смерти ИП - по сути юридической силы не имеет. НДС не пересдать, вычет покупателю не получить. Вы не сказали какого рода бизнес у ИП был. Мы в свое время решали вопрос так: до вступления в наследство у нотариуса оформили договор доверительного управления наследственным имуществом, по которому получили право им распоряжаться. Переключили на ДУ все договоры, и так расшили все недоразумения. Работники не наследуются, их заново принимать в ДУ. Переплаты по налогам тоже - считайте это даром государству.
И как вы налоги перечисляли? Банк блокирует доступ к счету сразу как появится записьо смерти в ЕГРЮЛ, а она там на 3-й день уже…
а как это “оформить в ДУ после смерти ИП?”
кто оформляет? что оформляет?
на основании чего?
когда Предприниматель помер вроде ВСЕ договора лесом? и бизнес встает(((
Как оформить ДУ? Ст. 1173 ГК РФ. Нужно обратиться к нотариусу, ведущему дело, отпределиться с кандидатурой ДУ (мы делали на специально открытое ООО), заключили договор ДУ, и законно управляли имуществом умершего.
У ООО вырисовывается 2 баланса - на первом собственно ООО, на втором все что связано с ДУ. Ну это уже детали, как и особенности бух и налогового учета.
На самом деле оформление - 2 недели на все про все и дальше уже спокойная работа.
Про договора лесом. Учите мат. часть.
Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ после смерти гражданина – индивидуального предпринимателя продолжают действовать те договоры, исполнение обязательств по которым может быть произведено без личного участия стороны и оно не связано неразрывно с личностью предпринимателя. В последствии, согласно п.1 ст.1110 ГК РФ все права и обязанности по таким не прекращенным договорам переходят наследникам в порядке универсального правопреемства, а до момента вступления в наследство последних осуществляются доверительным управляющим наследственным имуществом в силу ст. 1173 ГК РФ.
Да, не абстрактное. Но думалось что тут народ в теме что такое “доверительное управление”…
Можно отдельно ООО не открывать, “пристроить” к действующему ю/л или ИП. Теоретически даже просто на гражданина. Но если предпринимательская деятельность - то там только ОСНО, а сам управленец может иметь УСН “Доходы минус расходы”, 6% не катит. Поэтому ООО предпочтительнее
я например не понимал как можно управлять имуществом “дохлика”))))… если собственность еще не оформлена…
вопрос-- почему 6% не катит?
а каков принцип ДУ? ппред кем и за что отчитываться например… от чьего имени продажи…
если торговля например
Про 6% - ст. 346.14 НК РФ, пункт 3: налогоплательщики, являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Управляющий все делает сам от своего имени, добавляя Д.У., например ООО “Ромашка” Д.У., ИП Иванов М.М. Д.У.
Ведется 2 баланса. Все что по ДУ отдельно, свое (где просто ООО “Ромашка”, отдельно).
Отчетность - раз в месяц нотариусу по согласованному формату.
Про налоговую и бухгалтерскую отчетность сложнее - но тоже все реально.
Еще момент - ДУ императивно является плательщиком НДС. Т.е. даже если сам управляющий (ООО или ИП) на УСНО доходы минус расходы (доходы то запрещено ему), в части доверительного управления (выручка), он фактически на ОСНО (п. 1 ст. 174.1 НК РФ).